Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Методы и приемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с хакасскими пословицами и поговорками

Методы и приемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с хакасскими пословицами и поговорками

Страница 2

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

По словам Г.В. Волковой, “словесное русское народное творчество заключает в себя поэтические ценности”. Его влияние на развитие этнокультурных представлений детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития этнокультурных представлений наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

В воспитании дошкольников можно широко использовать хакасский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

доступность содержания детям дошкольного возраста;

познавательная и нравственная значимость;

возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В хакасском фольклоре есть много пословиц и поговорок, отражающих гостеприимство народа:

«Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»

«Ипи ,тоз – якты йөз.» и.т.д.

Древнее занятие хакас отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает».

Методика ознакомления детей с народными пословицами и загадками основывается, прежде всего, на принципе доступности и осознанности восприятия материала, то есть дети, прежде всего, должны понять их смысл. Своеобразие пословицы и поговорки предусматривает их употребление к месту и ко времени. К примеру: один ребёнок обидел другого неосторожным словом. Воспитатель во время, вмешиваясь, говорит: «Говоря даже в шутку, подумай минутку!»

При чтении хакасской народной сказки «Медведь и лиса» следует знакомить детей с двумя хакасскими пословицами:

«С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!»

«Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»

Для успешного приобщения к народному фольклору к воспитателю предъявляется ряд требований:

Как можно больше использовать элементы фольклора;

Доводить до детей смысл сказанного (фольклора);

Стимулировать использование детьми в своей речи знакомых пословиц, поговорок, шуток, загадок.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толирантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

Так, большой вклад в работы по социакультурному развития детей в этой области, сыграли работы М.А. Унгвицкой. Выбранная ею для научной деятельности область – исследование хакасского фольклора для сохранения этноса и родного языка, для развития культуры и духовности народа играет громадную, если не основополагающую роль. Как косвенно показали наблюдения этнографа Виктора Кривоногова, когда угас фольклор среди чулымских «татар» (хакасов), вместе с ним полностью в небытие ушел и язык, для которого нужна была мощная подпитка. В том числе в виде фольклора, который детям в традиционном обществе рассказывается с грудного возраста и тем самым в подсознании закладывается и язык родной и культура родная. Хакасский фольклор – это мощный поток, подпитывающий язык. Малейшие попытки игнорирования или принижения роли фольклора и его изучения чреваты тяжелыми последствиями. Рано или поздно они приводят этнос к краху. Ни один из мыслящих людей, от кого зависит судьба фольклора и его исследование, не возьмет на себя смелости сознательно пренебрегать фольклором. Другое дело – невежество в этой области. Если такое имеет место, то его надо преодолевать как можно быстрее.

Итак, пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Исследование особенностей адаптации младших школьников
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. Красноярска было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 « ...

Значение Локка в педагогии 18-го века
Локк оказал огромное влияние на педагогику 18-го века. Последняя идет проложенными им путями, держится его основ, питается его идеями. Психологическия идеи Локка, что душа первоначально – чистая таблица, что все содержание ея получается из опыта, из ощущений 2), легли в основу педагогических идей Р ...

Идея национального воспитания
Стержнем всей системы воспитания в Украине является национальная идея, которая играет объединяющий консолидирующий фактор в общественном развитии, направленного на выработку жизненной позиции человека, становления его как личности, как гражданина своей страны. Национальный характер воспитания состо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru