Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Методы и приемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с хакасскими пословицами и поговорками

Методы и приемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с хакасскими пословицами и поговорками

Страница 2

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

По словам Г.В. Волковой, “словесное русское народное творчество заключает в себя поэтические ценности”. Его влияние на развитие этнокультурных представлений детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития этнокультурных представлений наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

В воспитании дошкольников можно широко использовать хакасский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

доступность содержания детям дошкольного возраста;

познавательная и нравственная значимость;

возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В хакасском фольклоре есть много пословиц и поговорок, отражающих гостеприимство народа:

«Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»

«Ипи ,тоз – якты йөз.» и.т.д.

Древнее занятие хакас отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает, в шторм рыболов отдыхает».

Методика ознакомления детей с народными пословицами и загадками основывается, прежде всего, на принципе доступности и осознанности восприятия материала, то есть дети, прежде всего, должны понять их смысл. Своеобразие пословицы и поговорки предусматривает их употребление к месту и ко времени. К примеру: один ребёнок обидел другого неосторожным словом. Воспитатель во время, вмешиваясь, говорит: «Говоря даже в шутку, подумай минутку!»

При чтении хакасской народной сказки «Медведь и лиса» следует знакомить детей с двумя хакасскими пословицами:

«С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!»

«Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»

Для успешного приобщения к народному фольклору к воспитателю предъявляется ряд требований:

Как можно больше использовать элементы фольклора;

Доводить до детей смысл сказанного (фольклора);

Стимулировать использование детьми в своей речи знакомых пословиц, поговорок, шуток, загадок.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толирантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

Так, большой вклад в работы по социакультурному развития детей в этой области, сыграли работы М.А. Унгвицкой. Выбранная ею для научной деятельности область – исследование хакасского фольклора для сохранения этноса и родного языка, для развития культуры и духовности народа играет громадную, если не основополагающую роль. Как косвенно показали наблюдения этнографа Виктора Кривоногова, когда угас фольклор среди чулымских «татар» (хакасов), вместе с ним полностью в небытие ушел и язык, для которого нужна была мощная подпитка. В том числе в виде фольклора, который детям в традиционном обществе рассказывается с грудного возраста и тем самым в подсознании закладывается и язык родной и культура родная. Хакасский фольклор – это мощный поток, подпитывающий язык. Малейшие попытки игнорирования или принижения роли фольклора и его изучения чреваты тяжелыми последствиями. Рано или поздно они приводят этнос к краху. Ни один из мыслящих людей, от кого зависит судьба фольклора и его исследование, не возьмет на себя смелости сознательно пренебрегать фольклором. Другое дело – невежество в этой области. Если такое имеет место, то его надо преодолевать как можно быстрее.

Итак, пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

История развития педагогики раннего возраста
Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания вначале XX в. История ее становления неразрывно связана с развитием теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Становление педагогических идей в истории педагогики. История педагогики — наука, изучающа ...

Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значитель ...

Диагностика уровня интеллектуального развития и уровня обученности младших школьников
Одна из наиболее важных тем в математике – «Сложение и вычитание в пределах 100». При изучении данной темы дети должны познакомиться с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 100; со свойствами арифметических действий и научиться применять их. Не поняв данный материал, у младших шк ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru