Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).
Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Организация социального опыта в детских общественных организациях протекает в определенных формах организации взаимодействия. Анализ различных современных подходов позволяет определить форму организации воспитательного взаимодействия как ограниченную по месту и времени структуру (конструкцию) взаимодействия детей и взрослых, позволяющую решить определенные задачи социального воспитания.
Диапазон путей формирования социального опыта широк, так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу, но когда эта деятельность организована в форме игры, то его усвоение наиболее продуктивно.
Социальный опыт подростка – многоуровневое психологическое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и действенного компонентов его жизнедеятельности. Социальный опыт является интегральной характеристикой процесса социализации личности и его взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием.
Язык – основной канал, посредством которого ребенок приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Отсюда так велика роль коммуникативного компонента социального опыта.
Социальный опыт подростков в значительной мере содержит в себе стереотипы. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того, чтобы выполнить регулятивную функцию, должны фиксироваться в сознании, стабилизироваться. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в форме стереотипов.
С большой степенью достоверности можно предположить, что определенные уровни социального становления подростка оказываются как бы базовыми основаниями для преобразования психических процессов в системообразующие свойства личности. Содержательно это означает, что на определенном уровне социального становления ребенка требуется специфичная, адекватная его опыту организация воспитания как процесса формирования потребностей и способностей отбирать и накапливать социально значимые ценности.
Основываясь на понимании социализации как процесса самостоятельного выстраивания подростком своего социального опыта, были выделены следующие характеристики социального опыта:
Роль семьи в физическом воспитании детей
Задачи воспитания могут успешно решаться только при условии совместной работы школы и семьи. Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с н ...
Качество образования в средней школе
Российская академия образования совместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями. Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы. Первая – выявление тен ...
Развитие познавательного интереса младших школьников
через внедрение информационно - коммуникационных технологий
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют "живое слово". Поэтому широкие возможности, которы ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.