Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе актуализируют вопрос выбора форм социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений.
К данной проблеме обращались ученые педагогики, психологии, социологии.
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» — «культура» — «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Н.Г. Крылова, Н.Кленова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества.
Анализ литературы позволил сформулировать следующие противоречия между потребностью в изучении форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и недостаточной изученностью данной проблемы.
Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы формы организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Объект исследования: организация социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.раскрыть сущность организации социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования;
2. выявить особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков;
3.охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
4.Изучить практику организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования:
-на общефилософском уровне: принципы единства теории и практики (диалектический метод познания объективной реальности);
-на общенаучном уровне: теория деятельности (А.Н. Леонтьев) (Теория социализации личности);
-на конкретно-научном уровне: теоретические идеи по организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования(Куприянов Б.В.)
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение.
Эмпирические: беседа, наблюдение, картографирование, обследование.
База исследования: МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Психологический механизм
творческого воображения
Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили, что житейский взгляд, разделяющий фантазию и реальность непроходимо ...
Пути формирования мужественности и мужественности в школьном возрасте
Одной из основных задач полового воспитания является формирование мужественности (у мальчиков) и женственности (у девочек). Формирование мужественности у мальчиков рассматривается через воспитание выносливости, мужественности, храбрости, отважности, отваги. Формирование женственности у девочек пред ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.