6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.
Одной из распространённых причин конфликтов наблюдаемых между педагогами и учащимися является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать "назло". Но возможна критика, которая позволит не дойти до конфликта:
1. Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" разобщает коллектив.
8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.
Корректное общение между педагогом и учащимися подразумевает следующее:
1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.
3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!». правила поведения в конфликтных ситуациях.
Если же конфликтная ситуация все же возникла, то полезными для учителя могут оказаться следующие правила:
1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.
2. Найдите время для беседы с ребёнком.
3 Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.
4. Будьте честны — нападайте не на личность, а на проблему.
5. Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон, личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности.
6. Следите за продолжительностью диалога. Если он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем ребёнок поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы.
7. Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех.
8. Дайте знать, что понимаете детей.
Подводим итоги.
Педагогический конфликт возникает в разнообразных ситуациях общения как результат межличностных противоречий учителя и учащихся.
Его основными структурами компонентами являются субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки и отношения.
Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивает гармонизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия.
Функции и виды педагогической диагностики
Функциями педагогической диагностики (в переводе с греч. "способность распознавать") являются: информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); оценочная (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.); коррек ...
Программа факультативного курса «Репрезентация образов
кельтской мифологии в культуре Европы »
Основной целью данной дисциплины является предоставление студентам комплекса знаний и представлений об истории и структурно-типологических особенностях мифологических представлений древних кельтов, а также подготовка студентов к осознанному чтению текстов античной и современной литературы, в которо ...
Алтайский государственный университет
К началу 70-х годов ХХ века на Алтае не имелось ни одного академического учреждения. В этих условиях единственным центром координации науки на Алтае мог стать классический университет. 29 мая 1973 г. Василий Иванович Неверов был назначен ректором университета. Началась работа по организации нового ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.