Вопросы педагогической конфликтологии относятся к слабо разработанным в отечественной теории. На протяжении десятилетий они рассматривались, как правило, в связи с рекомендациями о применении системы мер наказаний.
В последние годы появился ряд исследований, посвященных психологическим аспектам конфликтного взаимодействия учителя и учащихся. В этих работах подчеркивается необходимость глубокого и многостороннего профессионального анализа педагогических конфликтов, говорится об опасности упрощенного видения столь сложных реалий повседневной школьной жизни.
Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации.
Длительное время в теории и практике конфликты в базальном общении «учитель – учащийся» оценивался односторонние, как нежелательные явления, следствие ошибочной линии поведения воспитателя, его недостаточной требовательности.
Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель – учащийся», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, именно их преодоление требует от учителя профессионального мастерства.
Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в общественной жесткой форме.
Конфликтная ситуация является всегда экстраординарной, и перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.
Серьезные пробелы в развитии педагогической конфликтологии негативно сказываются на уровне профессионального мышления современного учителя, оборачиваясь неумением преодолевать естественно возникающие коммуникативные трудности. Думается, что наблюдающийся феномен массового отчуждения учащихся от школы и учителя, столь распространенные дидактогении и скулофобии в значительной мере объясняются принципиальным просчетами в регуляции межличностного общения.
При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения шкалы наказаний.
Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательный, но и дидактическое значение. Так, зарубежные ученые связывают высокую результативность японской системы образования с умением учителей избегать прямых столкновений с детьми, находить в проблемных ситуациях компромиссные решения.
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивны (конструктивный) и деструктивный конфликт. Продуктивный – это такой, при разрешении которого происходит движение вперед. Конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и межгрупповые; кратковременные и затяжные; явные и скрытые.
Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или групп.
Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне), двухсторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (как гласит африканская пословица: «Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры»), поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная переключение внимание, отсрочка и др.
В своей практике мне пришлось столкнуться с двумя конфликтными ситуациями, о способах разрешения которых я считаю возможным изложить в данной работе.
Первая ситуация заключалась в том, что в классе училась девочка, у которой явно просматривалось нежелание учиться, отсутствие мотивации к этому виду деятельности. При детальном рассмотрении ситуации оказалось, что девочкой была пропущена тема, которая оказалась существенно важной для дальнейшей учебы. Из-за непонимания материала, девочка утратила мотивацию к учению в целом. Классный руководитель обратил внимание учителя-предметника на специфику проблемы. А тот, в свою очередь начал давать ученице в качестве дополнительных заданий объективно легкие даже для ее уровня. Таким образом, ситуация разрешилась благодаря использованию учителем такого способа решения конфликтов, как организация успеха в деятельности воспитанника.
Вторая ситуация заключалась в том, что мальчик из класса активно вел себя на перерывах и часто являлся виновникам порчи мебели в классе. Когда пришло время распределить классные обязательства между учащимися, учитель назначил ответственным за мебель именно этого ученика. Таким образом, при решении этого конфликта был использован метод поручительства.
Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...
Руководство пользователя
информационной системы
Разработанная нами в рамках выпускной квалификационной работы информационная система (далее ИС) предназначена для проведения психологического тестирования студентов 1 – 5 курсов, сбора результатов тестирования и их обработки имеет два руководства пользовательское, которое изложено ниже и руководств ...
Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации
Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2 – 3 лет ребёнок уже имеет свой опыт поведения, общения, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, особенно в период адаптации. Чтобы узнать индивидуальн ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.