Педагогика » Педагогия эпохи Просвещения » Обучение. Предметы обучения

Обучение. Предметы обучения

Обучению Локк придает мало значения. „Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествамъ" 4) (т.е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать ученаго или учено-образованнаго человека, а только практически-сведущаго, практически - образованнаго джентльмена. Обучение ценно, когда оно служит жизни. когда оно полезно" и в меру этого оно необходимо. Этим утилитарным взглядом и определяется у Локка содержание обучения. В числе предметов он указывает: чтение, письмо, рисование, стенографию, французский язык, латынь (хотя и не для всех), некоторыя познания из географии, арифметики, астрономии, геометрии, хронологии, и истории, гражданскаго права и законоведения родной страны. В частных соображениях по поводу указанных предметов Локк особенно подчеркивает их практическую важность 5). С точки зрения утилитарной, разумеется, не нужны ни упражнения в латинском сочинении, пожалуй, и вообще в сочинении 1), ни упражнения в стихосложении и, вообще, поэзия 2), ни подробное изучение грамматики, реторики, и логики 3), а также греческий язык.

Так, о рисовании Локк говорит: „Сколько зданий увидит человек, сколько машин и костюмов встретит, представление о которых может быть легко сохранено и сообщено другим, благодаря некоторому уменью рисовать.

Но за то, в практических интересах, Локк считает необходимым прибавить к предметам обучения, даже для джентльмена, изучение ремесла и целый ряд практических занятий для рекреаций. Хорошо изученное ремесло само по себе стоит того, чтобы им обладать. При том, упражнения в ремеслах „не только увеличивают нашу ловкость и уменье, но и полезны для нашего здоровья, особенно если ими заниматься на воздухе" 4). Локк высоко ценит занятия практическими работами (садоводством и, вообще, сельскими работами, а также работами по дереву, жести, железу и серебру) и в качестве целесообразнаго отдыха от умственных, неподвижных занятий. „Отдохновение не есть бездействие, но облегчение утомившейся части переменой занятия". Именно такого, делового отдыха и должен желать молодой чело-век, чуждый соблазнов праздности. Великие примеры древности представляют для Локка лучшее доказательство, как можно прекрасно совмещать ручной труд с государственными делами и занятиями, без всякаго ущерба для собственного достоинства. Гедеон у евреев взят был от молотилки; Цинциннат у римлян – от плуга; Кир занимался садоводством; Катон Старший, с большой славой исполнявший все важнейшие должности республики", - прекрасно был знаком с сельским хозяйством 1).

1) § 171. Локк ИИриводит здесь соображения, относящияся не только к латинским сочинениям, но и вообще к письмсиным разсуждениям. Ребенку дають написать разсуждение на какую-нибудь латинскую поговорку, напр. „Любовь все побеждаетъ", „Ошибаться на воине два раза не дозволяется". И вот бедный мальчик, не имеющии никакого знакомства с вещами, о которых ему приходится говорить, знакомства, приобретаемого временем и наблюдением, должен нодвергать пытке всю свою изобретатёльность, чтобы сказать что-нибудь, когда он не знает Ничего, ведь, это нечто в роде египетской тирании - заставлять делать кирпичи тех, у кого для этого нет еще никакого материала".

2) § 174 „Весьма редко видно", - остроумно замечает Локк о занятиях поэ-зией,-чтобы кто-нибудь открывал золотые или серебряныс рудники на Парнасе. Там приятный воздух, но безплодная почва. Занятие поэзией и игра, обыкновенно, идуг рядом, сходны между собой и в том, что оне редко приносят какую-либо пользу кому-нибудь, кроме тех, у кого нет средств жить чемъ-либо другимъ".

3) § 188 „Редко или никогда мне нс приходилось видеть, чтобы кто-ни-будь приобретал искусство хорошо разсуждать или красиво говорить с помощыо правил, которыя имеют претензию научить этому".

4) § 201-202.

В этой высокой оценке занятий полезными, практическими работами Локк усиливает мысли о том Т. Мора, Рабле и Монтэня, и является предшественником Песталоцци, у котораго практическия занятия и навыки лежат в основе воспитания.

Похожие публикации:

Профессиональная компетентность спортивного педагога
Профессионально-педагогическая деятельность - это особая форма искусства, которая требует от человека высокой эрудиции, осознания величия ее социальной роли в обществе и глубокого предметного содержания. Для того чтобы спортивный педагог осуществлял свою профессионально-педагогическую деятельность ...

Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...

Методические рекомендации и наглядные пособия для изучения темы
Компьютеры и компьютерные сети создавались людьми для удовлетворения их потребностей. Одной из важных потребностей человека является общение. Формально общение между людьми представляет собой обмен, т. е. взаимную передачу и восприятие информации. Для обозначения этого обмена существует специальный ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru