Если мы называем игры с правилами «играми порядка», то что же будет означать «игра беспорядка»?
Эльконин тесно связывает правила с ролями, присваемыми в игре и с сюжетом. «Игры беспорядка», исходя из противопоставления, существующего в самом названии, должны быть противоположны в этом.
Для определения «игры беспорядка» попробуем пойти от обратного и представим, что в игре такого типа нет сюжета и нет ролей. Остается ли подобная деятельность игрой?
Обратимся к выделенным выше признакам игры. «Имитационность», «операциональность» и «мнимость» – вот основные характеристики игры. Мнимость определяется Е.Б. Хасаном как базовое отличие игры от действительности. И мы можем наблюдать, что мнимость (ненастоящесть действий) присутствует в «играх беспорядка». Участники игры, совершая реальные действия осознают, что все это в шутку, не в серьез.
Операциональность фактически и есть тот признак игры, который связан с правилами. Не отрицая правил, иначе не будет игры по сути, мы можем сказать, что игра беспорядка – это тоже игра по правилам, но по импровизированным правилам, правилам, задаваемым контекстом ситуации, реализующимися в каждой новой ситуации по-разному.
Как выражается в игре беспорядка имитационность? Многие игры беспорядка «используют» передаваемые от других людей образы действия; невозможно настолько нафантазировать, чтобы это никак не было связано с реальной действительностью. Да, и в играх беспорядка образ действий берется «из жизни».
Итак, в добавление к уже названным общим признакам игры, мы хотели бы отметить, что «игра беспорядка» - специфический тип игр, признаки которого:
Импровизация игрового сценария (нет четких, заранее оговоренных правил, как, например, в сюжетно-ролевой игре; правила придумываются «на ходу»)
Стремление к нарушению культурных норм (этических, моральных и т.д.).
Эмоциональный «подъем» - ощущение риска, смех или т.п.
Так же необходимым, на наш взгляд, условием является однородность группы – либо по возрасту, если это дети или подростки, либо по статусу, социальному положению и т.п.
Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного
образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...
Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся
с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...
Анализ исходного уровня сформированности знаний о
безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования знаний о безопасности жизни у детей старшей группы, был проведен констатирующий этап. Цель: подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшег ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.