Если мы называем игры с правилами «играми порядка», то что же будет означать «игра беспорядка»?
Эльконин тесно связывает правила с ролями, присваемыми в игре и с сюжетом. «Игры беспорядка», исходя из противопоставления, существующего в самом названии, должны быть противоположны в этом.
Для определения «игры беспорядка» попробуем пойти от обратного и представим, что в игре такого типа нет сюжета и нет ролей. Остается ли подобная деятельность игрой?
Обратимся к выделенным выше признакам игры. «Имитационность», «операциональность» и «мнимость» – вот основные характеристики игры. Мнимость определяется Е.Б. Хасаном как базовое отличие игры от действительности. И мы можем наблюдать, что мнимость (ненастоящесть действий) присутствует в «играх беспорядка». Участники игры, совершая реальные действия осознают, что все это в шутку, не в серьез.
Операциональность фактически и есть тот признак игры, который связан с правилами. Не отрицая правил, иначе не будет игры по сути, мы можем сказать, что игра беспорядка – это тоже игра по правилам, но по импровизированным правилам, правилам, задаваемым контекстом ситуации, реализующимися в каждой новой ситуации по-разному.
Как выражается в игре беспорядка имитационность? Многие игры беспорядка «используют» передаваемые от других людей образы действия; невозможно настолько нафантазировать, чтобы это никак не было связано с реальной действительностью. Да, и в играх беспорядка образ действий берется «из жизни».
Итак, в добавление к уже названным общим признакам игры, мы хотели бы отметить, что «игра беспорядка» - специфический тип игр, признаки которого:
Импровизация игрового сценария (нет четких, заранее оговоренных правил, как, например, в сюжетно-ролевой игре; правила придумываются «на ходу»)
Стремление к нарушению культурных норм (этических, моральных и т.д.).
Эмоциональный «подъем» - ощущение риска, смех или т.п.
Так же необходимым, на наш взгляд, условием является однородность группы – либо по возрасту, если это дети или подростки, либо по статусу, социальному положению и т.п.
Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры
беспорядка
На своем жизненном пути человек испытывает постоянное изменение структуры социальной идентичности, включаясь в новые группы. Вхождение в группу подразумевает принятие соответствующих групповых норм, правил взаимодействия. Г. Тэджфел определяет социальную идентичность как совокупность тех аспектов Я ...
Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением
В устной и письменной речи учащихся встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, ...
Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
Формирования авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс . Первый этап – это выбор профессии “учитель”. Все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов. Эта классификация была разработана Е.А. ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.