Педагогика » Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте » Стратометрическая и параметрическая концепции группообразования

Стратометрическая и параметрическая концепции группообразования

Страница 1

В данном исследовании мы ставим вопрос, может ли игра беспорядка стать причиной образования малой группы (в данном контексте - подростковой группы), детерминировать возникновение малой группы. Или же игры беспорядка никак не соотносятся с механизмами группообразования и не могут оказывать влияния на динамику развития группы. Для разъяснения этого нам необходимо провести анализ проблемы группообразования, ознакомиться с имеющимися теоретическими моделями и концепциями по этому вопросу, выяснить уже известные факторы и механизмы группообразования.

Для начала обратимся к понятию «малая группа». Г.М. Андреева дает следующее определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Андреева Г.М.: «причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе». Но все же наполнение малой социальной группы, добавляет Кричевский, зависит и от рядовых человеческих индивидов, в частности от их потребностей, ценностных ориентаций и т.п.

«Если рассматривать психологические детерминанты вхождения в определенную социальную группу, то наиболее демонстративным их примером может служить стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа выступает как своеобразная микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей.

Необходимо подчеркнуть, что факторы, побуждающие индивида к вхождению в группу, не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей, но включают в себя и ряд других переменных: например, социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.»

По вопросу динамики развития малой группы создано несколько концепций: наиболее известные из них – это стратометрическая (автор А.В. Петровский) и параметрическая (Л.И. Уманский). В основе стратометрической концепции типологии групп лежит 2 критерия: во-первых, степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности – негативности с точки зрения общественного прогресса. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как положение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям), в центральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л.И. Уманским. В основу концептуальной схемы Л.И. Уманского положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями – отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров, в частности, относятся: содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационное единство группы; групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В зависимости от выраженности каждого из параметров, группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа-конгломерат, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу – коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий – кооперации и автономизации. Причем, между группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Развитие скоростных качеств школьников
Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Скрытое время двигательной реакции в движении кисти уже в 9—11-летнем возрасте становится близким к показателям взрослых. К 13—14 годам школь ...

Способы описания алгоритмов
Рассмотрим три способа описания алгоритмов: словесно-формульный (на естественном языке с использованием математических формул); графический (блок-схема); на языке программирования (программа). Для наглядности рассмотрим пример решения квадратного уравнения с помощью всех трёх способов. 1 способ: сл ...

Развитие речи в онтогенезе
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. По мнению физиологов и психологов (Н. И. Красногорский, А. А. Люблинская, И ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru