В данном исследовании мы ставим вопрос, может ли игра беспорядка стать причиной образования малой группы (в данном контексте - подростковой группы), детерминировать возникновение малой группы. Или же игры беспорядка никак не соотносятся с механизмами группообразования и не могут оказывать влияния на динамику развития группы. Для разъяснения этого нам необходимо провести анализ проблемы группообразования, ознакомиться с имеющимися теоретическими моделями и концепциями по этому вопросу, выяснить уже известные факторы и механизмы группообразования.
Для начала обратимся к понятию «малая группа». Г.М. Андреева дает следующее определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Андреева Г.М.: «причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе». Но все же наполнение малой социальной группы, добавляет Кричевский, зависит и от рядовых человеческих индивидов, в частности от их потребностей, ценностных ориентаций и т.п.
«Если рассматривать психологические детерминанты вхождения в определенную социальную группу, то наиболее демонстративным их примером может служить стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа выступает как своеобразная микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей.
Необходимо подчеркнуть, что факторы, побуждающие индивида к вхождению в группу, не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей, но включают в себя и ряд других переменных: например, социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.»
По вопросу динамики развития малой группы создано несколько концепций: наиболее известные из них – это стратометрическая (автор А.В. Петровский) и параметрическая (Л.И. Уманский). В основе стратометрической концепции типологии групп лежит 2 критерия: во-первых, степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности – негативности с точки зрения общественного прогресса. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как положение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям), в центральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л.И. Уманским. В основу концептуальной схемы Л.И. Уманского положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями – отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров, в частности, относятся: содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационное единство группы; групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
В зависимости от выраженности каждого из параметров, группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа-конгломерат, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу – коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий – кооперации и автономизации. Причем, между группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
Медико-биологические ocновы и методика развития
физических качеств
Перемещение в пространстве человек осуществляет за счет усилий, генерируемых важнейшими органами человеческого чела - скелетными мышцами. Ключевым свойством мышц является их сократимость - способность укорачиваться, создавая силу тяги в местах прикрепления мышц к костным рычагам. Сократимость мышц ...
Виды нетрадиционных техник рисования
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, ф ...
Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста
В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада и т.д. (агентов социализации). Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.