Педагогика » Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях » Педагогическая среда как условие формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая среда как условие формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Такое определение позволяет рассматривать образовательную среду целостно, включая в качестве ее элементов (значимых именно для сохранения здоровья детей) организацию процесса обучения и воспитания (учебный план, расписание занятий, длительность занятий), методы и формы обучения, психологический фон занятий, санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим детей, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

В настоящее время наряду с понятием «среда» часто фигурирует понятие «пространство». По мнению И.А. Зайцевой, термин «среда» несет в себе больше конкретного и личностного, поэтому именно ему следует отдавать предпочтение.

И.К. Шалаев, А.А. Веряев ключевым понятием образовательного педагогического пространства считают событие, явление. Исходя из идеи личности и культуры по В.С. Библеру, следует рассматривать существование человека и бытия как событие, включающее в себя содействие, сообщение, соучастие. Эти составные элементы связи человека с миром лежат в основе образования среды, т. е. создания ситуации.

Ситуация развивается и может образовывать различного рода среду, когда между участниками, имеющими определенные ценностные ориентации, возникают ситуативные связи. Среда станет более устойчивой, если будут учтены неповторимость личности, право на свободу выбора, ответственность каждого участника той или иной ситуации. Поэтому педагог должен быть «дирижером» формирующейся образовательной среды.

В практико-ориентированных педагогических исследованиях последнего десятилетия часто используется понятие образовательная (педагогическая) среда. В отличие от представителей естественных наук, педагоги используют это понятие не для противопоставления «организм - среда», а для утверждения единства, «сращенности» между ее компонентами. Так, В. Слободчиков, говоря об образовательной среде, утверждает необходимость выстраивать следующий ряд представлений: «среда есть средина», «сердцевина», «связь», «средство», «посредничество» об образовательной среде. Н. Крылова рассматривает образовательную среду как часть социокультурной среды с ее институтами (учреждениями), а также включает в ее структуру феномены социальной и личной жизни человека: «опыт прошлой жизни», «опыт случайного и ситуационного общения», влияние средств массовой информации, референтной и контрреферентной групп и т.п.

Моделирование образовательной среды невозможно осуществлять без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек-развитие», «Человек-среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо социальное и биологическое) является самым активным живым существом, способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Любая ли образовательная среда становится педагогической, то есть способствующей личностному и культурному росту ребенка? Безусловно, нет. Педагогической будет та среда, в которой «наличное социокультурное содержание» превращается в средство и содержание образования, «собственно образовательную среду» (по В. Слободчикову). Это то место, где происходит встреча, «сретенье» социокультурного опыта и личностного опыта ребенка. На наш взгляд, наличие этого «места встречи» и определяет возможность реализации индивидуальных образовательных программ и направлений. Насыщенность такой педагогической среды подчиняется принципу гармонизации разнообразного содержания, подходов, методов взаимодействия с ребенком. С точки зрения структуры, эта среда должна стать вариативной, то есть такой, где «происходит связь и кооперация разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям».

Итак, для того, чтобы педагогическая модель действовала, необходимо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом образовательном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды как стержнеобразующего элемента образовательного процесса, что еще раз подтверждает актуальность темы нашего исследования.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Разум, как должный руководитель нашей деятельности
Основным мотивом человеческой деятельности, по мысли Локка, является стремление к счастыо. Под счастьем, в широком смысле, понимаются вообще наслаждения, доставляемыя нам. вещами; под несчастьем же разумеются вообще страдания. Те вещи, которые доставляют нам удовольствие, мы называем „благом", ...

Алтайский государственный медицинский университет
АГМИ был создан в 1954 году для подготовки местных врачебных кадров в г.Барнауле. Для организации кафедр и учебного процесса в институт направлялись опытные преподаватели из других вузов страны (Ленинград, Куйбышев, Горький, Саратов и др.). В 1964 году в АГМИ была открыта аспирантура. В 1986 году о ...

Задачи развития творчества детей в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru