Педагогика » Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся » Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Страница 1

Акценты целей

По И.П. Волкову:

выявить, учесть и развить творческие способности;

фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

обучить творческой деятельности;

ознакомить с приемами творческого воображения:

решать изобретательские задачи.

По И.П. Иванову:

воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Школа творчества И.П. Волкова:

Фронтально приобщить школьников к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

Обучать по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа, 2) творческая деятельность.

Блочно-параллельная структура учебного материала.

Выявить, учесть и развить индивидуальные творческие способности (творческие дневники, книжки).

Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

Включить важнейшие для данной сферы типы и группы методов науки и обобщенный способ решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (триз) Г.С.Альтшуллера

Теория – катализатор творческого решения проблем.

Знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практики.

Эмоциональные переживания, обращенные к личностному смыслу содержания.

Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова

Диалог всех возникающих точек зрения.

Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

Социальная направленность деятельности.

Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

Используется феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности содержания

По И.П. Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

По Г.С. Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его решения: 1) компромисс и 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально иной конструкции.

Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического дейстия, «обратить вред в пользу» и др.

По И.П.Иванову

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание характерно для технологии коллективных творческих дел.

Рис 2. Алгоритм организации и проведения КТД

Выборы совета дела

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Образовательная функция школьной библиотеки
Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательного учреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную, досугово-развлекательную и др. В зависимости от образовательной парад ...

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобр ...

Добукварные занятия и их роль в обучении грамоте слабослышащих учащихся
Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Как уже отмечалось выше, он продолжается от одного до двух месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребенка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, м ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru