Педагогика » Нетрадиционные формы организации учебного процесса в школе » Инновационная деятельность учителя

Инновационная деятельность учителя

Страница 1

Обращения к проблемам инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационная деятельность требует системного целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социальной среды.

Педагогические инновационные процессы и феномен инновационной деятельности учителя стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране. Интерес к ним мировой педагогической общественности проявляется в создании особых инновационных служб, изданий, журналов, информационных публикаций. В частности, при ЮНЕСКО существует азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические новшества в различных странах мира и информирует о них совместно с Международным бюро по вопросам образования педагогическую общественность на страницах специального издания.

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании. В осмыслении новых понятий, «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют своих носителей. Определение основных понятий инноватики не может быть полным без характеристики людей, осуществляющих нововведения. Речь идет о педагогах инноваторах, которые вносят в педагогическую действительность конструктивную новизну. В этой связи обнаруживается и проблема инновационной деятельности учителя, ее структуры, сущности, факторов развития. Творческие способности, индивидуальность педагога не позволяет автоматически и без изменения тиражировать педагогический опыт. Субъективный фактор играет решающую роль и на стадии внедрения и распространения новшества. Педагог-инноватор выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца или модификатора его в процессе внедрения. В общем виде можно дать следующую характеристику инноваторам. Инноваторы – это те, кто ставит своей целью введение нового. Они могут быть как из самой организации (учителя, администрация школы), так и извне (деятели органов образования, педагоги-исследователи). Для учителей инноваторов характерен не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критическое отношение к действительности, устремленность на поиски альтернативы ее несовершенству.

Э. Роджерс выделяет основных этапов восприятия новшества:

1 этап ознакомления (первого знакомства) человека с новшеством: человек впервые узнает о новшестве, но еще не готов к получению дополнительной информации.

2 этап появления интереса: на этом этапе человек проявляет заинтересованность в новшестве и начинает искать дополнительную информацию о нем. Эта информация еще никак не окрашена мотивами восприятия. Основная задача на этом этапе – получить побольше сведений о новшестве. Компонент «интереса» заставляет человека активно искать информацию, а его личные качества, шкала ценностей и нормы его социальной ситуации будут определять, где он будет искать ее и как интерпретировать.

3 этап оценки; на этом этапе человек мысленно «примеряет» новшество к своей существующей или предполагаемой ситуации, а затем решает, стоит ли опробовать данное новшество. Если он считает, что достоинства новшества превышают его недостатки (в том числе материальные или иные издержки), он решает опробовать это новшество. Эта стадия менее четко выделяется из остальных и благодаря «своей латентности» наиболее трудно поддается эмпирическому исследованию. Обычно на этом этапе человек ищет более специализированную информацию (советы, консультации) о новшестве., чаще всего у своих коллег и знакомых.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Таблицы в обобщении знаний
Важную роль в преподавании истории играют таблицы, в методической литературе им уделяется очень мало внимания. В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, схемы, диаграммы. Таблица является одной из форм научно-популярного раскрытия исторического материала. Таб ...

Требования к базе данных, к техническим средствам и программному обеспечению
Разработанная база данных удовлетворяет всем требованиям пользователей к содержимому базы данных. Перед проектированием базы необходимо провести обширные исследования требований пользователей к функционированию базы данных. База данных гарантирует непротиворечивость и целостность данных. При проект ...

Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного подхода на уроках математики
Опытно-экспериментальная работа проводилась во втором классе с детьми 8-9 лет, на примере конкретной темы НКМ: «Сложение и вычитание в пределах 100». Перед организацией опытно-экспериментальной работы с учителем данного класса мы провели беседу с целью выяснения особенностей учащихся. По итогам бес ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru