Педагогика » Религиозные идеи в педагогике » История изучения вопроса

История изучения вопроса

Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже.

В качестве наблюдений я взяла таких философов и педагогов, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, П.Ф. Каптеров, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и современного исследователя Рыбина В.А.

Одним из важнейших понятий Библии является понятие Бога. Исходя именно из этого понятия, учёные на протяжении многих веков определяли педагогическую ценность Библии.

Так Бог у Коменского – «создатель человека по своему подобию и образу» – доверяет детей родителям для того, чтобы они воспитывали их в вере, привили им добрые нравы, приучили к добродетели, обучили языкам, наукам, искусствам, а прежде вырастили их здоровыми и бодрыми. Здесь идея Библии – «руководительница для воспитания».

Локковский Бог – утилитарно-функционален с главной ролью – усиливать нравственные требования. Идеи Библии заключены в интерпретации Локка всецело принуждаются работать на педагогический метод. Локк в библейских идеях пытается гармонизовать нравственное и гуманистическое начала для «исправления общественных нравов».

У Каптерова основная идея Библии мобилизирует на борьбу за нового человека, для которого характерен трезвый образ жизни, он делает акцент на гуманистической сущности идей Библии – человеколюбии и братстве всех людей. Каптеров считает, что ребёнок с раннего возраста должен познать страдание, ибо они составляют существенную и неизбежную сторону жизни: через преодоление физических, нравственных, психических и прочих страданий происходит очеловечивание человека.

Песталоцци считает, что «Библия требует от человека не веры-знания, а веры-дела», ребёнок должен воспитываться чисто «по-земному». Земные дела с осознанием божественного – человеколюбием – вот что следует ждать от человека, думающего о Боге. Он требует не перекладывать заботу о человеке на Бога и тем самым пренебрегать средствами самосохранения и самопопечения, а выявлять кратчайший путь к самому себе, к своей природе, чтобы своё развитие выстроить как самопопечение.

Пирогов видит в Библии идею «рационально-метафизического» Бога (Абсолюта), который побуждает человека к самопознанию и самовоспитанию, приводящее его к идее счастья, воплощенного в семье, в земных заботах и радостях полноценной семейной жизни. Пирогов, обращаясь к современникам, расширяет идею Библии от руководительницы для воспитания до руководительницы для самовоспитания.

По мысли Л.Н. Толстого закон телесной жизни – труд, закон духовной жизни – любовь. Если человек нарушит закон телесной жизни, он неизбежно нарушит и духовный закон.

Ушинский соотносит формирование нравственного сознания индивида с культурными традициями православия. Он фиксирует доминантой в личностном развитии русского человека «европейскую, славянскую природу», а ещё более «древнее христианство», которое несло со всей определённостью гуманистические установки.

Рыбин В.А. считает, что в «Новом Завете недвусмысленно подчёркивается приоритетность интеллектуально нравственного компонента человеческой природы над физическим». По его мнению, педагогическим идеалом становится всесторонняя и гармоничная личность. Исследователь выделяет два фундаментальных положения Библии:

1) Руководящей нитью в жизни человека является не личное счастье, а счастье общества.

2) Требование от человека прощения обид, совершённого по отношению к нему зла.

Похожие публикации:

Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
В таблице представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательна ...

Практические рекомендации педагогам по использованию хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Дошкольники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать же ...

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru