Педагогика » Роль образования в эпоху глобализации

Роль образования в эпоху глобализации

Западные страны на начальном периоде своего становления, используя знания и накопленный опыт других стран и народов, достигли больших высот в развитии науки и образование. В последующем, на практике применяя полученные знания, вели целенаправленную работу по достижению общественного прогресса. Ярким примером использования опыта Запада и созидательного влияния науки в обеспечении общественного развития является Япония. Во второй половине Х1Х века на основе изучения научных достижений и опыта западных стран уже к началу ХХ в. в Японии были созданы условия для дальнейшего социально-экономического развития. Вторая мировая война привела Японию к грани полного распада и уничтожения. Политическая элита и государственные деятели Японии, пройдя через тяжелые испытания, сосредоточили все свои силы для осознания реальностей того мира и определили основные пути достижения общественного прогресса. При этом они пересмотрели свои отношения к вчерашним врагам, преодолели чувства ненависти и обиды к соседним народам, несмотря на тяжелое положение и лишения избрали путь обновления и прогресса. По истечении 25 лет страна, пережившая страшное поражение и атомные бомбардировки США, достигла таких высот развития, которые привели в изумление все человечество.

Япония достигла небывалых высот развития во всех сферах жизни общества – развития человеческого потенциала, создания новых отраслей промышленности, подъема промышленного производства, создания новых высокотехнологических отраслей и резкого увеличения экспорта во все страны мира. Высоким достижениям Японии способствовали два фактора: первое - политическая элита и высшее руководство страны смогли извлечь горький урок из прошлой своей истории и второе, уже на последующем этапе, обеспечили применение знание и опыта, развития науки и образования во всех сферах жизни. Несомненно, опыт Японии имел и другие последствия. «Великое чудо Японии» послужило примером для других стран Азии. Эти страны, используя японскую «формулу развития», практически применили в жизни традиционного восточного общества методы социальной инженерии, обращали серьезное внимание на развитие системы просвещения, добились больших успехов в организации высокотехнологического производства. Опыт новых индустриальных стран Азии подтверждают ту истину, что развитие «третьего мира», конечно, будет зависеть от использования природных ресурсов, но это не означает игнорирование и предание забвению возможности вкладывания инвестиции на развитие человеческого потенциала и социального обновления. Несколько десятилетий назад считалось, что реальным источником богатства является наличие запасов сырья, рабочей силы и средств производства. Сегодня наличие высокообразованных кадров, обладающих навыками работы в сферах высоких технологий, имеет также немаловажное значение. «Новые индустриальные страны Азии не только обеспечили условия для развития человеческого потенциала, особенно развития среднего и профессионального образования, но и направили большие финансовые средства на развитие инженерных наук и других технических дисциплин, подготовки кадров» - отмечал Джон Брахман.Видный специалист в области общественного развития Норманн Гикс по поводу влияния уровня образования на развитие демократии и прогресса пришел к следующему выводу: «первое, страны находящиеся в поисках новых потребностей (в том числе в сфере образования) не имеют низких показателей валового национального продукта; второе, достижения более высоких уровней потребности является гарантом более высокого уровня развития в будущем; третье, мероприятия по повышению уровня образования и здравоохранения тесно связаны с прогрессом и новыми выгодами». Реалии современного мира, особенно развитых стран показывают, что достижение прогресса возможно только путем использования знаний и потенциала высокообразованных личностей, которые являются составной частью элиты. Таким путем эти личности внесли достойный вклад в укреплении экономической мощи своих стран. «Наука и знания, - по определению Эльвина Тоффлера, - являются тоже богатством, образованность также выступает как богатство. Доказано, что страны обладающие определенными знаниями и технологиями, имеющие мощный научный фундамент, занимают более высокое положение в мире». Промышленно развитые страны традиционно поддерживают политику «утечки мозгов» из более слаборазвитых стран и в условиях жесткой конкуренции заманивают к себе образованную элиту этих стран. Осуществление таких программ в ходе выполнения задач по достижению прогресса могут подтолкнуть к необходимости организации всеобщих образовательных программ, особенно организации образования в сферах специальных наук в интересах социального и экономического развития. Необходимость осуществления таких шагов заключается в том, чтобы положить конец безжалостному и несправедливому отношению к вопросу подготовки высокообразованных кадров, созданию условий для организации обучения неподготовленных кадров наряду с теми, кто проходил специальное обучение. Следовательно, необходимо выделять большие средства на образование и таким путем обеспечить общественный прогресс. В период глобализации и информационной революции, развития городов и повышения образовательного уровня народов произошли серьезные изменения в образе жизни и сознания многих сообществ, которые в свою очередь стали доступны только в результате развития науки и новых технологий. Несомненно, культура каждой страны определяет свои нормы применения результатов развития науки в жизни каждой нации. Если общественное создание любой страны будет способным воспринимать основные тенденции процесса глобализации, то это может привести к увеличению национальных богатств страны. «На современном этапе улучшение благосостояния и экономическая устойчивость граждан является главным показателем легитимности политической элиты любой страны. С учетом этого в нынешних условиях глобализации теряют свое прежнее значение такие понятие как «национальная власть», «борьба против чужих» и т. д. Только достижения науки, технологическая модернизация и новая логика отношений с миром могут определить, насколько любая страна может участвовать в современных мировых процессах». Развитие науки неразрывно связано с развитием общества, бесспорно, развитие науки является одним из основных показателей общественного развития. Прогресс невозможен без развития знаний, науки и технологий. Страны Юго-восточной Азии, опираясь на достижении науки, строгую религиозную мораль и традиционно сильную социальную дисциплину создали фундамент, на основе которого получили дальнейшее развитие промышленность, экономика и социальная жизнь этих стран. Опора стран Юго-восточной Азии на образование и науку привела к тому, что еще в конце 80-х годов из числа 43 млн. населения этих стран в вузах обучалось 1, 4 млн. студентов. В тот период в Иране проживало 54 млн. населения, а число студентов вузов достигало 145 тыс. чел., в Эфиопии на 46 млн. населения приходилось всего 15. тыс. студентов. Приведенные цифры свидетельствуют о большой разнице в уровне развития образования в этих странах. В 1980 г. вузы стран Юго-восточной Азии окончили, сколько студентов, столько в Англии, Западной Германии и Швеции вместе взятых. Несмотря на то, что молодые индустриальные страны Азии особое внимание уделяли созданию основ развития промышленности и экономики в целом, они были заинтересованы в дальнейшем укреплении связи с промышленно развитыми странами мира. В этих целях новые индустриальные страны продолжили курс на развитие системы свободных и демократических выборов, проводили широкую реформу политической системы в своих странах. Эти мероприятия были составной частью программы создания современного общества. Важным направлением развития науки является проведение фундаментальных исследований. Развитые страны обращают самое серьезное внимание этому направлению, что является главным условием достижения экономических целей, развития промышленной и военной инфраструктур. Даже страны с самой свободной экономикой считают своей первостепенной задачей развитие фундаментальных исследований. Укрепление и дальнейшее развитие научно-исследовательских структур являются важным условием предотвращения процесса морального старения основ этих структур, с другой стороны, ни одна из развитых стран не теряла передовых позиций в развитии фундаментальных научных исследований. Среди ведущих стран мира США занимают первое место по объему проводимых научных и фундаментальных исследований.Основу мощи США составляет высокий уровень развития науки и технологий. Еще после второй мировой войны в США были созданы условия для развития фундаментальных исследований в важных отраслях науки. Высокий темп научных исследований сохранятся в этой стране до сегодняшних дней. Ежегодно США на развитие науки и проведение фундаментальных исследований выделяют в среднем 120 млрд. долларов, что превышает ежегодные расходы, выделяемых на эти цели в Японии, Германии, Франции и Британии место взятых. В США работают в два раза больше ученых, инженеров и исследователей чем в Японии. Главной трудностью достижения общественного развития в странах третьего мира является несоответствие расходов на развитие военной промышленности и содержание огромной бюрократической машины с расходами, связанными с проведением исследований в различных сферах науки. Несоответствие качества исследований уровню образования создает условия для миграции элиты в развитые страны. Эта тенденция оказывает самое негативное влияние на все сферы жизни стран, поскольку способствует ослаблению интеллектуального потенциала, оттоку самой образованной элиты за рубеж. Развитые страны из числа специалистов отбирают самых достойных, специалистов высокого класса для достижения своих научных и экономических интересов. Исследования показали, что для подготовки одного специалиста с высшим образованием в слаборазвитых странах расходуется 200 тыс. долларов. Учитывая объем миграции огромного количества специалистов с высшим образованием в развитые страны можно предположить, какой колоссальный урон наносит эта тенденция экономике стран третьего мира и в будущем может иметь катастрофические последствия. В слаборазвитых странах с каждым годом растет число специалистов с высшим образованием, соответственно растет число образованной элиты. Ограниченные возможности для повышения уровня образования приведут к такой ситуации, при которой существует острая конкуренция внутри образованной элиты для въезда в США, Канаду и страны ЕЭС. Привлекая образованную элиту третьего мира, развитые страны освобождают себя от бремени огромных расходов для подготовки высокообразованных специалистов. Менее развитый мир (Иран в том числе) фактически превратился в источник подготовки кадров, в том числе образованной элиты. Качество и уровень образования и исследований в слаборазвитом мире находятся на низком уровне, потому что незначительны расходы на развитие науки и образования. Причины возникновения такого положения связаны со слабостью экономических основ, неустойчивостью политических режимов, неразвитостью системы образования, высоким уровнем рождаемости и низким уровнем ежегодного прироста валового национального продукта. По данным ЮНЕСКО развивающиеся страны большую часть валового национального продукта направляют на развитие высшего образования. Такое положение приводит к тому, что увеличивается разрыв между слаборазвитыми и ведущими странами. В среднем, в развитых странах на подготовку кадров расходуется в десять раз больше средств, чем в странах третьего мира. Если исключить из этого числа страны со средним уровнем развития и новые индустриальные страны, то разница может составить более 20 раз. В действительности, большой разрыв в уровне развития науки и научных исследований становится причиной экономической отсталости, в результате которой страны сталкиваются с трудностями политического характера. По некоторым данным, более 80% исследований ведутся в США, Канаде, Германии, Японии, Великобритании, Италии, Голландии и Швейцарии. Япония добилась ощутимых результатов по использованию своей и иностранной образованной элиты. Японские ученые занимаются научной работой во многих странах мира. Ежегодно в Японии присуждается одна из самых престижных премий мира в области науки за выдающиеся научные достижения. Расходы из государственного бюджета в Японии ежегодно увеличиваются на 10-20 %, в 2002 г. они достигли астрономической цифры – 30 млрд. долларов. Наряду с государством частные компании также выделяют большие средства на проведение научных исследований.Расходы на исследовательские работы в Японии в 1960 г. составили примерно 184 млрд. йен, в 1970 г. они достигли 1195 млрд. йен, в 1980 г. 4683,3 млрд. йен, а 1990 г. превысили 12089,8 млрд. йен. В 2002 г. расходы на исследовательскую деятельность в целом составили 3,38 % внутреннего валового продукта. Число ученых в Японии увеличилось с 82 тыс. чел. в 1960 г. до 757 тыс. чел. в 2003 г. Следует отметить, что все развитые страны мира добились заметных успехов на пути прогресса и демократии, только благодаря существованию системы свободной и открытой экономики, основанной на принципах рынка. В этих странах роль государственного сектора незначительна.Рыночная экономика пережила бурное развитие в условиях, когда в экономике большинства стран третьего мира господствовал или играл заметную роль государственный сектор. В силу этого в этих странах развитие науки, экономики, и даже культуры находилось в сильной зависимости от государства. Существование идеологических и политических ограничений привело к тому, что тяжесть вовлечения ученых и специалистов легла на плечи государства. Достижения любой страны в сферах развития науки и исследований в первую очередь зависят от доли ученых, инженерных кадров и специалистов, использования высокотехнологических знаний и оборудований. Сегодня в развивающихся странах с населением 4, 8 млрд. чел. работают всего 10% ученых и специалистов мира, из этого числа 70% в Азии, 1, 8% в Латинской Америки, 0, 9 % в арабских странах и 0, 3% в Африке. Все эти страны ежегодно на развитие науки и проведения фундаментальных исследований выделяют незначительные ресурсы – 3 млрд. долларов США. Развитие науки и исследований является частью проблем существующих в отношениях между «богатым Севером» и «бедным Югом». Другая сторона этой проблемы заключается в монопольном господстве развитых стран в сфере новейших технологий, которое оставляет мало шансов слаборазвитым странам на пути достижения общественного прогресса. Любая экономическая инициатива развивающихся стран будет поддержана ведущими странами только в том случае, если в ней учтены интересы богатых стран. Крупные международные картели в современных условиях сталкиваются с жестокой конкуренцией и в целях ликвидации отставания в сферах современных технологий вынуждены идти на международный раздел производства и адаптироваться к быстроменяющимся мировым тенденциям. При этом, на первый план всегда выдвигаются интересы богатых стран. Реальность такова, что при существующих порядках маловероятно изменение ситуации с бедностью в развивающихся странах, поскольку они сталкиваются с огромными трудностями в своем движении по пути общественного развития.

Похожие публикации:

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную с ...

Сущность проблемы социальной активности
Прежде всего, в соответствие с темой нашей работы остановимся на базовых понятиях: активность личности, социальная активность, социальная роль, понимание. Активность личности - особый вид деятельност ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru