Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение… Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.
Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления». Говоря об активизации процесса обучения, С.Т. Шацкий рекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко).
Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова, А.Е. Ставровский и др.).
Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.
Вместе с тем есть исследования (Т.К. Жикалкина, В.Г. Коваленко, Н.М. Конышева, О.О. Седова, О.Д. Сапронова), показывающие, что в ряде случаев имеет место подмена серьезного учебного труда пустой занимательностью. При этом игра идет около процесса обучения, не входя в него по существу. Такая практика подвергается справедливой критике. «Не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обычные тренировочные упражнения… Игровые моменты ничего не изменяют, а только отнимают время на некоторые надуманные «ритуалы»» (Н.М. Конышева).
Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача обучения». Речь идет не просто о занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации или вид игры (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Другими словами, «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала» (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева).
В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры; в учебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Как отмечают многие ученые (Т.К. Жикалкина и др.), игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. «Обучение в такой игре – это латентное обучение. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. Постижение учебной задачи является сопутствующим игре» (Н.М. Конышева). Таким образом, задачи в игре решаются легче, ребенок даже не всегда осознает, что он что-то решил.
Возникает вопрос о прочности, надежности полученных знаний, свободе их от конкретных условий игры, возможности переноса в новые жизненные ситуации. Опыты, проведенные М.А. Джапаридзе, показывают, что такой навык в отдельной игре не вырабатывается, часто вне игровой ситуации ученик не может справиться с задачей, которую только что успешно решил в процессе игры. В качестве возможного преодоления данного затруднения предлагается применять не отдельные игры, а системы однотипных игр, в которых формируется прочная, осознанная интеллектуальная установка.
Вариант, когда игра скрывает в себе задачу, не является единственным. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.
Такой опыт был проделан Л.С. Славиной. Она предлагала учащимся со стойкой неуспеваемостью обычные учебные упражнения, с которыми дети до тех пор не справлялись, но при этом облекала их в игровую форму. Игра заключалась в следующем: за каждое правильное решение ученик получал определенное количество цветных картинок, которые для испытуемых представляли интерес; в случае ошибочного решения картинки надо было возвращать. В результате, например, ученица, которая отличалась отсутствием интереса к учебным занятиям, стойкой неуспеваемостью, в игровой ситуации продемонстрировала не только способность к интеллектуальным операциям, но и ярко выраженную умственную активность. В данном случае решение задач выступало как необходимое правило игры, принимая которое ученик должен был основное внимание направить именно на решение задач. Игровая цель, органично сочетаясь с учебной, являлась средством повышения умственной активности учащихся.
Компетенция ПКНО-7
Компетенция ПКНО-7 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками». Под данной компетенцией понимается способн ...
Теоретические и практические основы развития чувств цвета у детей
дошкольного возраста
Рисование тесно связано с развитием наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопостановления, сравнения, обобщения и т.п., работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и вт ...
Творческая активность учителя
Ежедневно звонок призывает в кабинеты, мастерские, лаборатории миллионы преподавателей и мастеров трудового обучения. Вот они энергично идут по коридорам, открывается дверь в класс. и .начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческий педагог необходим сейчас как ник ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.