На современном этапе социально – экономического развития Россия находится в исторической полосе цивилизационного перелома – сложнейших социокультурных трансформаций, затрагивающих все аспекты жизнедеятельности. Растет роль понимания культуры в ее глобальном измерении как совокупности способов и результатов деятельности человека. Социальные отношения начинают испытывать воздействие со стороны культуры, ее исторических, этнических, этнорегиональных структур, что проявляется, прежде всего, в совершенно новых требованиях к образованию.
В этих условиях происходит осознание исключительной важности усилия духовно – нравственных начал в жизни общества. Приобщение человека к эстетическим ценностям и художественной деятельности не только способствует познанию действительности в ее существенных проявлениях, но и помогает ориентироваться в системе нравственных ценностей, воспитывает художественные вкусы, формирует ценностные ориентации. Недооценка роли нравственно – эстетического воспитания сказывается в реальной жизни всего общества.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического восприятия окружающей жизни, закладывается фундамент художественных представлений, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем. Изобразительное творчество ребенка решает задачу, прежде всего, воспитания социальных чувств – эстетических и нравственных. Общение с искусством, приобщение к высшим эстетическим ценностям, которые накопило человечество за всю историю своего существования, необходимо детям просто как лекарство.
Целью
данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
2. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
3. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Объект исследования
: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
: обучение нетрадиционными методами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования
: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последнее означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.
Искусство и собственно изобразительная деятельность – это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируются личность человека. Таким образом, осваивая изобразительную деятельность, общаясь с искусством, человек формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, изучая метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно – осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечносуставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно – двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти.
Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе:
общие подходы
Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи: анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций); анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, н ...
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого
ребенка в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние. Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, являетс ...
Обобщение и систематизация изученного на уроке
Учитель подводит итоги урока, обобщает материал, выделяет основные моменты пройденного на занятии, кратко излагает их, выставляет оценки учащимся. Тема: дидактическая игра «Проверь себя» (7 класс) Форма проведения: урок самостоятельной работы. Цели: Обущающая: Повторение и закрепление пройденного м ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.