Педагогика » Экологическая культура как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые годы в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Исходя из вышесказанного, была сформулирована следующая цель данной работы: изучить педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: экологическая культура, как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование бережного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир.

Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи:

Детально изучить литературу по данной проблеме.

Выявить наиболее эффективные формы и методы работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе через формирование экологической культуры.

Разработать и апробировать мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на формирование бережного отношения к природе.

Методологической основой исследования являются важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности.

Методы исследования:

теоретические: анализ теоретической и методической литературы, обобщение результатов исследования.

эмпирические: опрос, эксперимент.

математические: подсчёт результатов диагностики детей, построение таблиц, диаграмм.

Теоретическая значимость состоит в изучение психолого-педагогической литературы, современных программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость: разработан сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование у них бережного отношения к природе.

В исследовании приняли участие 40 детей – 2 группы старших дошкольников яслей-сада №3 г. Рогачёва

Похожие публикации:

Проблемы, принципы и особенности обучения детей с дефектами в развитии
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избирательным и агрегирующим подходом к участникам педагогического процесса. Наблюдаются процессы локализации образования, придания ...

Организация исследования агрессивности у дошкольников
Опытно-практическая работа проводилась с 1 октября по 30 ноября 2013 года. База исследования – детский сад №7 деревни Ермаково, Любимского района, Ярославской области. Опытно-практическая работа проводилась по следующему плану: 1. Проведение первичной диагностики дошкольников старшей разновозрастно ...

Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха
Эксперимент по проблеме социализации глухих детей младшего возраста проводился на базе МДОУ № 115 компенсирующего вида г. Ульяновска с октября по декабрь месяцы 2007 года. В нём участвовало 6 детей младшей группы, так как комплектование детей с нарушениями слуха младшего возраста предусматривает им ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru