Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.
Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:
Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада №3 г. Рогачёва.
За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 40 человек (2 группы по 20 человек).
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества.
Контрольные задания (вопросы) для определения уровня знаний о природопользовании старших дошкольников:
1.Тема Питание
а) Какие профессии людей связаны с питанием?
б) Болезни от неправильного питания?
2.Тема Вода
а) Что такое пар и лёд?
б) Что растворяется в воде, а что нет?
3.Тема Жилище
а) Назвать материалы для строительства?
б) Название жилищ разного назначения?
4.Тема Население
а) Кто по национальности ты и твои родственники?
б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми?
5.Тема Здоровье
а) Назвать части тела и их работу?
б) Назвать лекарственные растения?
6.Тема. Профессии
а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий?
б) Какую работу делает ребёнок в семье?
7.Тема Семья.
а) Как и зачем учится человек?
б) Зачем нужны библиотеки?
8.Тема Энергия
а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары?
б) Как вырастают дрова?
9.Тема Экономика
а) Где люди приобретают продукты и игрушки?
б) Что такое зарплата?
10.Тема Право
а) Кто в семье главный?
б) Что такое заповедники?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5-6 баллов): Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор.
Средний уровень (3-4 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе. Не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1-2 балла): Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор.
Задание для определения уровня отношения к миру природы:
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
Как ты можешь помочь птицам зимой?
Программная часть исследования адаптации детей в
начальной школе
Адаптация –приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Дезадаптация– одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) "большого" общества, выпадения из его коммуникативных сетей. Начальная школа – тип общеобразовательной школы для детей в составе 1 —4 класс ...
Пример занятия на тему «Образы минувшего»
I Часть Задачи 1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты. 2. Показать роль композиции в исторической картине. 3. Рассказать о сюжете и содержании в историчес ...
Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу
России
С 1994 года доля финансирования образования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается,, в результате чего расходы Российского государства по этой статье в абсолютном выражении стали в 165 раз меньше американских. В связи с этим возникла реальная угроза снижения научно-образовательного ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.