Педагогика » Состояние современного российского образования » Качество образования в средней школе

Качество образования в средней школе

Страница 1

Российская академия образования совместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями.

Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы. Первая – выявление тенденций развития образования в мире на основе анализа его состояния в странах-участницах и изучения программ и учебников, научно-методической литературы. Вторая фаза – сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников в странах-участницах и выявление факторов, влияющих на результаты обучения. В настоящее время в систему мониторинга качества образования вовлечено 64 субъекта Российской Федерации. Это не даёт полной картины учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но позволяет выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути более эффективного достижения намеченных целей.

При исследовании уровня подготовки выпускников начальной школы выяснилось, что у наших школьников выше знания фактологического материала, умения воспроизводить их и применять в знакомой ситуации, использовать известные алгоритмы и процедуры. Ниже оказались интеллектуальные умения, связанные с решением задач, интеграцией знаний и применением их в незнакомых ситуациях и в ситуациях, близких к реальной жизни. Обращает на себя внимание беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальности. Они затрудняются в определении времени, не могут выполнить несложные измерения, что говорит об оторванности полученных ими знаний от повседневной жизни. Таким образом, необходимо больше внимания уделять общему развитию учащихся, практической стороне естественно-математического образования, учить школьников применять знания в жизненных ситуациях.

Результаты российских учащихся основной школы (VIII класс) устойчиво превышают средние международные показатели и по математике и по естествознанию, о чём свидетельствуют итоги трёх международных исследований 1991, 1995 и 1999 годов, в которых принимали участие 39 стран. Здесь, безусловно, проявляются сильные стороны российского школьного образования. Это особенно важно подчеркнуть, если вспомнить, что ни одна страна мира не имеет столько проблем в образовании, сколько отметили наши директора и учителя, отвечая на вопросы международных анкет. Уровень российских школ очень сильно зависит от того, расположены ли последние в городской или сельской местности. Это означает, что они представляют своим учащимся различные образовательные возможности. Анализ результатов показал, что наши учащиеся имеют более высокие результаты в применении известных алгоритмов и процедур, результаты явно ниже при проверке понимания содержательного смысла математических понятий и при решении задач. Очевидно, что поставленная перед нашей школой цель – подготовить выпускников школы к свободному использованию математики в повседневной жизни – в значительной степени не достигается. По естествознанию российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме; в которых требуется провести анализ данных или интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия проведения тех или иных изменений, например в окружающей человека среде.

Таким образом результаты исследования иллюстрируют направленность российской системы математического и естественнонаучного образования на высокий уровень знания фактов, усвоения навыков использования известных процедур в знакомых ситуациях и сравнительно низкий уровень развития интеллектуальных умений, связанных с решением творческих задач, интеграцией знаний, их применением в новых ситуациях. Подобная картина наблюдается также и в результатах по другим образовательным областям: по граждановедению и грамотности чтения. Выявленные проблемы не могут не вызывать тревогу и озабоченность в связи с возможным интеллектуальным отставанием российских школьников от своих сверстников в развитых странах мира, низким уровнем сформированности общенаучных, общеучебных, а так же коммуникативных умений. Сложившуюся ситуацию нельзя не учитывать при реформировании школы и обновления содержания образования. Например, уже с начальной школы в курсе математики необходимо начать изучение темы «Анализ данных. Вероятность. Статистика», овладение которой способствует адаптации учащихся в обществе, а так же изучение элементов стереометрии, что способствует развитию пространственных представлений. Курс математики основной школы должен в значительно большей степени готовить учащихся к свободному использованию математических знаний и умений в ситуациях повседневной жизни. Преимущества российского математического и естественнонаучного школьного образования были продемонстрированы в 1995

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики
Организация дифференцированного подхода требует больших знаний учителя об индивидуальных особенностях класса, о критериях составления уровневых заданий, о построении учебного процесса с использованием данной технологии. Но, не смотря на это, при правильном осуществлении такого подхода в обучении уч ...

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет — 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7-летнего ребенка раве ...

Формирование основ целостного художественного восприятия
Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении — при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, реп ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru