Когда в среднем школьном возрасте дети перестают читать стихи, тяга к сочинительской деятельности, в частности к стихотворству, у них нередко сохраняется.
Выдвинута гипотеза: тяга к литературному творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности в средство эстетического воспитания, в средство формирования потребности читать и способности глубоко и эмоционально воспринимать художественные произведения. Если говорить о поэзии, то из этой гипотезы следует: чтобы научить полноценно воспринимать поэзию, его нужно учить писать стихи.
В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное: в творческом опыте школьника формируются эстетически ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развитого художественного восприятия.
Специфический мотив художественной деятельности – мотив общения искусством. Стихийно этот мотив не формируется. Для его появления нужен некоторый уровень развития межличностного общения у детей. Отсюда первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, их взаимный интерес, взаимное внимание.
Но просто развития общения мало. Чтобы эта возможность реализовалась, должны каким-то образом слиться воедино два потока:
Способность ребенка пользоваться художественной техникой и непосредственно воспринимать произведения искусства;
Его потребность в общении.
Отсюда следует стратегическая задача: сформировать отношение к продуктам художественной деятельности как к средству общения.
Новое отношение, новый мотив, любое новое свойство психики возникает только в деятельности. Наша задача в том, чтобы, формулируя любые ценные для творчества качества, не погубить прошлые приобретения: творческую активность, не шаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и радость, добровольность занятий искусством. А союзник в этом – игра.
Творчество по заданию – игра, учебное занятие, упражнение. Так и следует к нему относиться. Если же в результате иногда вдруг сложатся хорошие стихи или сказки, пусть это будет приятным сюрпризом и для ученика, и для учителя.
Но, ни в коем случае нельзя сравнивать и противопоставлять по качеству, «талантливости работы». Соперничество, конкуренция внутри детского творческого коллектива губительны. Они сразу же смещают мотив и тем самым видоизменяют деятельность: вместо творчества для общения, для выражения чувств, отношений, позиций начинается сочинительство ради первенства, успеха.
Литературное творчество это не только возместимость самовыражения, самоутверждения. Это еще и необходимое условие понимания других.
Не бывает детей бездарных и глупых. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых, чтобы помочь раскрыться и развиться этим способностям и талантам.
Физическое воспитание в системе всестороннего развития
личности. Сущность физического воспитания и его содержание
Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значитель ...
Первичная диагностика творческих способностей детей
Перед началом эксперимента мы провели диагностику детей на уровень творческого мышления. В диагностике участвовали психологи, педагоги школы №190 и Мастера Центра ролевых игр. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояла ролевая игра, но подготовка к ней еще не начиналась. Дети – у ...
Средства развития
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.