Педагогика » Физическая культура как средство развития внимания у младших школьников » Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших школьников

Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших школьников

Страница 1

В ходе анализа данных научно-методической литературы установлено, что успешное решение задач гармоничного воспитания во многом зависит от правильной постановки физического воспитания. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее обоснование эффективности средств и методов физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Только тогда физическое воспитание становиться действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшению их физической подготовленности и способствует познанию окружающего мира.

Младший школьный возраст – особый отрезок жизни ребенка. В этот период он открывает для себя новый мир человеческих отношений в различных видах деятельности и общественных функциях и испытывает желание включиться в эту жизнь. Познание начинается с развития ряда психических процессов: внимания, восприятия, памяти и др. Недостаточный уровень познавательной активности чаще всего определяется особенностями развития ряда психических функций. В этой связи важно знать уровень их индивидуального развития.

В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, обучающиеся в первых классах общеобразовательной школы. Испытуемым было предложено пять заданий, которые характеризуют различные стороны развития внимания.

В тест на понимание аналогии детям предлагалось «показать» каждое словесное задание.

Полученный среднегрупповой результат (0,31 балл, табл. 1) соответствует низкому уровню развития данной способности и был показан 34,8% детей. Средних результатов отмечено у 46,9% детей, высоких у 18,3%.

Анализ точности восприятия графического образ проводился с помощью теста, на скорость и точность восприятия. Здесь 52,5% детей показали низкие результаты, 27,8% – средние, 17,5% – высокие. В среднем дети смогли найти 11,7 фигур, что соответствует низкому уровню.

Таблица 1. Анализ развития внимания у детей младшего школьного возраста (n=30)

Тесты

Статистические показатели Х s m

Уровень

развития

Тест на понимание аналогии, балл

0,31

0,38

0,06

низкий

Тест на скорость и точность восприятия, к-во фигур

11,70

12,76

2,33

низкий

Тест на скорость усвоения материала, к-во знаков

5,70

1,78

0,22

низкий

Объем внимания, к-во пред.

6,70

3,05

0,55

низкий

Концентрация внимания, усл. ед.

50,50

26,30

5,33

средний

В тесте на скорость усвоения материала, характеризующем количество заданий, которое может запомнить ребенок в ограниченное время, средний результат в обследуемой группе соответствовал низкому уровню (5, 7 знаков) и был показан 27,8% детей, показали низкие результаты – 31,2%, не справились с заданием – 21,3%. Лишь 19,7% выполнили задание с оценкой «отлично», то есть показали высокий результат.

Учеными было установлено, что в младшем школьном возрасте, дети могут достаточно четко воспринимать несколько предметов показанных детям одновременно. Поэтому детям был предложен тест определяющий объем их внимания.

Анализ полученных результатов выявил, что в среднем дети могут запомнить одновременно и воспроизвести 6,7 предметов, однако этот результат соответствует низкому уровню и был показан 34,4% детей. Средние результаты – у 42,6%, высокие – 23,9%.

Сосредоточенность внимания важный показатель в работе с детьми, поэтому был определен и проанализирован показатель концентрации внимания. Анализ полученных протоколов и распределение результатов по уровням показал, что низкие результаты у 31,3% детей, средние – 47,4%, высокие – 21,3%. Абсолютный результат детей 50,5 условных единиц (средний результат).

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Выявление и изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков письма у дошкольников с задержкой психического развития. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Читы. Список детей представлен в таблице 1. Таблица 1. Де ...

Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 10-го класса
Исследование проводилось в период с 06.04.2009г. по 17.04.2009г. во вспомогательном классе общеобразовательной школы №45 города Луганска. Было охвачено 8 школьников, обучающихся в 10-В классе, из них: 7 мальчиков и одна девочка. Были обследованы школьники 17-ти- 19-ти летнего возраста с диагнозами ...

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru