Педагогика » Физическая культура как средство развития внимания у младших школьников » Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших школьников

Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших школьников

Страница 1

В ходе анализа данных научно-методической литературы установлено, что успешное решение задач гармоничного воспитания во многом зависит от правильной постановки физического воспитания. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее обоснование эффективности средств и методов физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Только тогда физическое воспитание становиться действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшению их физической подготовленности и способствует познанию окружающего мира.

Младший школьный возраст – особый отрезок жизни ребенка. В этот период он открывает для себя новый мир человеческих отношений в различных видах деятельности и общественных функциях и испытывает желание включиться в эту жизнь. Познание начинается с развития ряда психических процессов: внимания, восприятия, памяти и др. Недостаточный уровень познавательной активности чаще всего определяется особенностями развития ряда психических функций. В этой связи важно знать уровень их индивидуального развития.

В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, обучающиеся в первых классах общеобразовательной школы. Испытуемым было предложено пять заданий, которые характеризуют различные стороны развития внимания.

В тест на понимание аналогии детям предлагалось «показать» каждое словесное задание.

Полученный среднегрупповой результат (0,31 балл, табл. 1) соответствует низкому уровню развития данной способности и был показан 34,8% детей. Средних результатов отмечено у 46,9% детей, высоких у 18,3%.

Анализ точности восприятия графического образ проводился с помощью теста, на скорость и точность восприятия. Здесь 52,5% детей показали низкие результаты, 27,8% – средние, 17,5% – высокие. В среднем дети смогли найти 11,7 фигур, что соответствует низкому уровню.

Таблица 1. Анализ развития внимания у детей младшего школьного возраста (n=30)

Тесты

Статистические показатели Х s m

Уровень

развития

Тест на понимание аналогии, балл

0,31

0,38

0,06

низкий

Тест на скорость и точность восприятия, к-во фигур

11,70

12,76

2,33

низкий

Тест на скорость усвоения материала, к-во знаков

5,70

1,78

0,22

низкий

Объем внимания, к-во пред.

6,70

3,05

0,55

низкий

Концентрация внимания, усл. ед.

50,50

26,30

5,33

средний

В тесте на скорость усвоения материала, характеризующем количество заданий, которое может запомнить ребенок в ограниченное время, средний результат в обследуемой группе соответствовал низкому уровню (5, 7 знаков) и был показан 27,8% детей, показали низкие результаты – 31,2%, не справились с заданием – 21,3%. Лишь 19,7% выполнили задание с оценкой «отлично», то есть показали высокий результат.

Учеными было установлено, что в младшем школьном возрасте, дети могут достаточно четко воспринимать несколько предметов показанных детям одновременно. Поэтому детям был предложен тест определяющий объем их внимания.

Анализ полученных результатов выявил, что в среднем дети могут запомнить одновременно и воспроизвести 6,7 предметов, однако этот результат соответствует низкому уровню и был показан 34,4% детей. Средние результаты – у 42,6%, высокие – 23,9%.

Сосредоточенность внимания важный показатель в работе с детьми, поэтому был определен и проанализирован показатель концентрации внимания. Анализ полученных протоколов и распределение результатов по уровням показал, что низкие результаты у 31,3% детей, средние – 47,4%, высокие – 21,3%. Абсолютный результат детей 50,5 условных единиц (средний результат).

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Формы организации учебного процесса в рамках преподавания факультативных курсов
«Для реализации в сузах и вузах доступны следующие виды деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятель ...

Классификации умений, формируемых в обучении истории
Умение – способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. В разделе «Классификация умений в методике преподавания истории» представлено сопоставление классификаций по Н. Лошкаревой, которое само по се ...

Теоретические и практические основы развития чувств цвета у детей дошкольного возраста
Рисование тесно связано с развитием наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопостановления, сравнения, обобщения и т.п., работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и вт ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru