Педагогика » Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников » Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста

Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста

Страница 2

Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего и младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.

Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание сочувствие ("Ему плохо, мне его жаль"), переживание утверждение себя ("Ему плохо, я так не хочу") и наконец, переживание - действие ("Ему плохо, я хочу ему помочь"). [6]

Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии "переживание - утверждение себя" и иногда проявляют способность к реальному "переживанию-действию".

Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только наобобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведений или произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту, и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при и обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

В работах Л.П. Князевой (Этические беседы в детском саду. - Пермь, 1972), A. M. Виноградовой (Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М., 1989) раскрыта методика проведения этических бесед. Так, дети обсуждают разные сказки с одной моралью ("Теремок", "Рукавичка") или сравнивают поведение героев в сходных ситуациях, самостоятельно выводят на основе разных литературных произведений правила взаимоотношений. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки (Что означает пословицы "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь").

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.

В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их, по основанию предложенному (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован, нашел правильное решение).

Выбор формы этической беседы и места ее проведения зависит от ее темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако всегда воспитатель выстраивает беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и понимать. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткие рассказы или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и наконец проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Семья как фактор развития ребенка
Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей ...

Методы постановки учебной проблемы
Технология проблемного обучения в начальной школе – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими гото ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru