Однако детская инициатива в начальной школе не локальна, не избирательна. А в целях начального образования принято реализовать развитие детей через пять образовательных областей: язык и литература, математика, природа, общество и человек. Значит, целью педагогической диагностики становится ориентация детской инициативы на эти области, выявление потенциальных возможностей и перспектив их развития в этих областях.
Соответственно в работе разработаны десять типов учебных заданий со стимулирующими факторами, целесообразными для использования в педагогической диагностике.
Диагностические задания, обоснованные теоретически и приложенные к конкретным образовательным областям, требовали обоснования условий их использования в учебном процессе. В этих целях проводился эксперимент с участием учащихся начальных классов, учителей и студентов- практикантов, который показал, что развивающие критерии в диагностических материалах и методиках позволяют:
• придать учебному процессу в начальных классах открытый, непринужденный и созидательный характер;
• стимулировать детскую инициативу в разных образовательных областях;
• ориентировать учителей на открытые, вариативные, диалоговые и поисковые методы, средства и формы обучения;
• сделать диагностические, развивающие и стимулирующие технологии факторами успешности учебной деятельности учащихся.
Ориентация учебного процесса на диагностические критерии развития предъявляет к учителям начальных классов особые требования:
• основной целью школы считать свободное развитие ребенка;
• диагностические критерии отразить в цели и задачах учебного занятия;
• диагностические критерии заложить в содержание, способы выполнения учебных заданий к каждой теме;
• иметь перечень личных качеств учащихся, более интенсивно развивающихся при выполнении учебных заданий со стимулирующими факторами;
• ориентировать учащихся на наблюдения за изменениями в своей интеллектуальной, эмоциональной и межличностной сферах развития;
• связывать диагностические критерии с перспективой развития ребенка.
Понимание и выполнение учителем этих требований к своей деятельности в начальных классах могут создать условия для открытого образования.
Профессиональная
компетентность спортивного педагога
Профессионально-педагогическая деятельность - это особая форма искусства, которая требует от человека высокой эрудиции, осознания величия ее социальной роли в обществе и глубокого предметного содержания. Для того чтобы спортивный педагог осуществлял свою профессионально-педагогическую деятельность ...
Учет половых особенностей при взаимодействии «учитель – ученик»
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное – учитывает ли половые особенности при подаче учебного материала. «Бесполое» обучение и воспитание вызывает у многих психоло ...
Основные методы социального развития детей с
недостатками слуха
Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем. В отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения, которые строятся с учётом в основном одного признака (источника знаний, этапов процесса обучения, логики поз ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.