Педагогика » Общение и воспитание слабоговорящих детей » Комплексы артикуляционных упражнений для определённых групп звуков

Комплексы артикуляционных упражнений для определённых групп звуков

Страница 2

Методические указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

- «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания: если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму; можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками; при выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

- «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

- «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

- «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания:Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

- «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

- «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

- «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания: Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык;следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

- «Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания: Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны; следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов; нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...

Виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии. В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия. Профилактика зависимости от наркотиков и других психо ...

Пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира в школе
В процессе преподавания истории учитель решает неразрывно связанные между собой задачи образования, воспитания и развития школьников. Учащиеся должны не только усвоить основные факты, но и, осмысливая их, овладеть теоретическими знаниями, т. е. идеями и понятиями курса, уяснить некоторые закономерн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru