Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших школьников

Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших школьников

В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития у младших школьников самооценки.

По определению Л.В. Бороздиной: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…» По итогам проводимой оценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей.

Один из факторов, важный для формирования самооценки, связан с интерриоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие .

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. Оценка результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте:

от оценки учителя зависит развитие учебной мотивации (именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезаптация);

оценочная деятельность учителя (оценка успеваемости) является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка;

ученик и учитель ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе; ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию со стороны педагога в виде отдельных замечаний и суждений, оценивающих те или иные отдельные знания, навыки и поступки ребенка.

Практически в любой учебной ситуации имеется элемент оценки, которой ребенок подвергается со стороны учителя и тогда, систематическая положительная оценка, свидетельствующая о достижениях ребенка, повышает вероятность позитивности его самооценки. Если же в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется негативная общая самооценка.

Данное мнение было высказано рядом авторов (Р.М. Грановская, Л.П. Фридман, И.Ю. Кулагина).

Для учителя очень важно соблюдать в оценочной деятельности баланс между оценкой учебных достижений и оценкой личностных качеств обучающихся.

Особенностью детей младшего школьного возраста, является их безграничное доверие к взрослым, особенно учителям. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимая его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном осознает себя, основываясь на оценочных суждениях учителя. Формирование самооценки учащихся должно основываться на личных наблюдениях учащихся, в ходе выполнения ими различных операций. Наблюдения учащихся должны строиться на единой и однозначной критериальной основе, создавать у ребенка четкие представления о выполняемой ими деятельности.

Похожие публикации:

Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте
В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений ...

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности к воровству
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в пове ...

Структура семейных ролей
Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Кроме актуального поведения в понятие "роль" включаются такие желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru