Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших школьников

Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших школьников

В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития у младших школьников самооценки.

По определению Л.В. Бороздиной: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…» По итогам проводимой оценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей.

Один из факторов, важный для формирования самооценки, связан с интерриоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие .

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. Оценка результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте:

от оценки учителя зависит развитие учебной мотивации (именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезаптация);

оценочная деятельность учителя (оценка успеваемости) является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка;

ученик и учитель ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе; ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию со стороны педагога в виде отдельных замечаний и суждений, оценивающих те или иные отдельные знания, навыки и поступки ребенка.

Практически в любой учебной ситуации имеется элемент оценки, которой ребенок подвергается со стороны учителя и тогда, систематическая положительная оценка, свидетельствующая о достижениях ребенка, повышает вероятность позитивности его самооценки. Если же в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется негативная общая самооценка.

Данное мнение было высказано рядом авторов (Р.М. Грановская, Л.П. Фридман, И.Ю. Кулагина).

Для учителя очень важно соблюдать в оценочной деятельности баланс между оценкой учебных достижений и оценкой личностных качеств обучающихся.

Особенностью детей младшего школьного возраста, является их безграничное доверие к взрослым, особенно учителям. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимая его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном осознает себя, основываясь на оценочных суждениях учителя. Формирование самооценки учащихся должно основываться на личных наблюдениях учащихся, в ходе выполнения ими различных операций. Наблюдения учащихся должны строиться на единой и однозначной критериальной основе, создавать у ребенка четкие представления о выполняемой ими деятельности.

Похожие публикации:

Роль семьи в физическом воспитании детей
Задачи воспитания могут успешно решаться только при условии совместной работы школы и семьи. Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с н ...

Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в ДУ. Практикуется работа с родителями, знакомство с ребёнком до поступления в ДУ, внедряется одинаковый режим дня в ДУ и в семье и т. д. Для того, чтобы по - настоящему управлять поведением детей в период адаптации, нео ...

Педагогические идеи Ветхого Завета
Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемому наказанию. В прот ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru