Педагогика » Взаимодействие знаний, навыков и умений в овладении художественным мастерством » Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности

Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности

Страница 1

Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий.

Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания не безотносительны. Знания всегда направлены на ту или иную практическую деятельность и тесно связаны с действиями. Вместе с тем практическая деятельность постоянно требует знаний (старых, уже накопленных, и новых) и сама является неиссякаемым источником знаний.

Постоянное включение знаний в действия значительно повышает уровень действий, способствует их большей эффективности. Без знаний осознанная, целенаправленная деятельность личности невозможна.

Каждая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находится в прямой зависимости от овладения способом его выполнения. Каждое новое действие человек вначале выполняет неточно, медленно, т.е. несовершенно. Иногда ему даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретное действие, человек обращается за помощью к книгам, схемам, картинам, к более опытным людям. Но при всем огромном значении анализа действия наглядного показа его выполнения для овладения действием оказывается мало. Необходимы упражнения в действии.

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.

Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.

Показателем наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций.

Например, художник, выполняя наброски или длительные рисунки, не задумывается над тем, как держать карандаш в руке, с чего начинать рисунок, в каком темпе вести процесс рисования и т.д. Это объясняется тем, что данные действия выполнялись им сотни и тысячи раз и не требуют предварительного продумывания и осознания отдельных операций действия. Исходной и решающей в этом случае является сама установка — выполнить набросок или длительный рисунок. В зависимости от этого художник определенным образом держит карандаш, определенным образом начинает и ведет построение рисунка. Если это набросок, то очень быстро определяется движение, общее пространственное положение объекта изображения, причем все это изображается одной - двумя линиями. Длительный рисунок начинается с тщательного определения на листе бумаги общих пропорций и т.д. Таким образом, навыки характеризуются автоматизмом, быстротой выполнения действия.

Если же человек не овладел способом действия, совсем иначе будет выглядеть его трудовой процесс. Каждый конкретный момент действия будет довольно долгое время продумываться; причем эти отдельные моменты выделяются в самостоятельные операции, которые требуют не меньшего внимания и напряжения сил человека, чем и все действие в целом. В итоге все действие разбивается на ряд самостоятельных операций, осознание и нахождение способов выполнения которых значительно замедляет и делает несовершенным все действие. Примером этого может служить выполнение начинающим рисовальщиком наброска. За десять минут, в течение которых следует показать в рисунке наиболее главное и характерное в натуре (движение, пространственное положение, конструктивное строение, пропорции и т.д.), начинающий рисовальщик в лучшем случае успеет провести две-три линии, по которым нельзя определить, какой предмет изображается. Иногда это наблюдается и у более опытных рисовальщиков по той причине, что они мало упражняются в набросках.

Необходимо подчеркнуть, что овладение навыком не исключает полностью контроля сознания за выполнением действия. Как только произошла где-нибудь ошибка, внимание сразу же сосредоточивается на этом участке действия. После исправления допущенной ошибки данный элемент рисунка продолжает в течение определенного времени оставаться под особым контролем сознания.

Физиологической основой навыка служит динамический стереотип, т.е. определенная система нервных связей, в которой каждый предыдущий элемент действия является сигналом для последующего. В результате начальная операция влечет за собой все остальные, входящие в состав действия, без регулирования их второй сигнальной системой. Поэтому-то обычно человек и не продумывает заранее каждого этапа действия. Но любое нарушение функции системы связей выступает как новый, привлекающий к себе внимание сигнал. Прочность образованных систем нервных связей, служащих основой овладения навыками, определяет быстроту и высокое качество действий. Эти свойства являются важными показателями уровня овладения способом действия. Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Группы адаптаций
При поступлении в ДУ привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. В ч ...

Мудрые мысли в старинных книгах
Вечер. За окном сумерки. А в комнате тихо, тепло. Я читаю книгу «В океане света». Звонок в дверь. Моя подруга Лера. Она зовет меня покататься с горки: «Пойдем, Даша, зря ты тратишь время на эту книгу ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru