Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Страница 3

Доцент кафедры Новосибирского государственного педагогического университета А. Дахин опирается в рассмотрении понятия компетентность на выстроенную Джоном Равеном – автором компетентностного подхода в английском образовании, модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но Дахин утверждает, что такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию – выделить несколько основных, ключевых компетенций, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, отдельных умений, знаний.

Классификацию компетентностей А. Дахин представляет следующим образом: вершину иерархии компетентностей как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые суперкомпетентности:

– математическую компетентность – уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);

– коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) компетентность – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

– информационную компетентность – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

– автономизационную – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

– социальную – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

– продуктивную – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

– нравственную – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей.

Это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести:

– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность; она дает компетентности в областях: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;

– профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

– предметную компетентность в конкретном деле (специальность);

– профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, с/х и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включают не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:

– готовность ребенка к школе;

– компетентность выпускника;

– компетентность молодого специалиста;

– компетентность специалиста со стажем работы.

Рис. 1.1 - Схема иерархии компетентностей

Компетентность профессиональная – включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания, но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Дисциплина и приучение
По Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет „повиноваться дисциплине и уступать разуму". С ранних лет потакают их всяческих желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети сгановятся строптивыми, испорченными и своевольными. Но „разве может показаться нам странным, ч ...

Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе
Метод проектов в методической и педагогической литературе освещен достаточно полно, но возможность его реализации в процессе обучения математике затронута лишь некоторыми авторами. Исходя из природы проектирования, следует осознавать факт отсутствия однозначных решений в педагогических проектах, т. ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшей группы МДОУ №29. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 12 детей, приблизительно одного уровня развития: Алёша Т. 5 лет 8 месяцев Ваня Б. 5 лет 10 месяцев Влад М. 5 лет 9 месяцев Даня Н ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru