Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся

Страница 3

Доцент кафедры Новосибирского государственного педагогического университета А. Дахин опирается в рассмотрении понятия компетентность на выстроенную Джоном Равеном – автором компетентностного подхода в английском образовании, модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но Дахин утверждает, что такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию – выделить несколько основных, ключевых компетенций, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, отдельных умений, знаний.

Классификацию компетентностей А. Дахин представляет следующим образом: вершину иерархии компетентностей как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые суперкомпетентности:

– математическую компетентность – уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);

– коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) компетентность – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

– информационную компетентность – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

– автономизационную – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

– социальную – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

– продуктивную – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

– нравственную – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей.

Это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести:

– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность; она дает компетентности в областях: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;

– профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

– предметную компетентность в конкретном деле (специальность);

– профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, с/х и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включают не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:

– готовность ребенка к школе;

– компетентность выпускника;

– компетентность молодого специалиста;

– компетентность специалиста со стажем работы.

Рис. 1.1 - Схема иерархии компетентностей

Компетентность профессиональная – включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания, но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспит ...

Основные направления современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ
Сложившаяся в сфере дошкольного образования современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для всех государственной программы и появлением значительного количества вариативных программ, с другой — широко распространенными инициативами самих практи ...

Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет
В музыкальном воспитании огромную роль играет преемственность развития. Поэтому возрастные особенности детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать как предпосылки развития музыкальности. По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства раз ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru