Педагогика » Применение интерактивных занятий для старшеклассников » Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования

Страница 2

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"

Мероприятия -

игры -

дела

наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

экспромт;

относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

организуемые одним человеком;

организуемые группой участников;

организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

обязательное участие;

добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

"открытые" (для других, совместно с другими);

"закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания:

словесные (конференции);

практические (походы);

наглядные (выставки).

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Титова Е.В. предлагает классификацию форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Стоит отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания.

Но серьезным препятствием на пути его распространения является высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

Групповая форма организации воспитания в школе называется коллективной.

В современной литературе употребляется 2 значения понятия «коллектив»: 1) любая организованная группа людей; 2) только высокоорганизованная группа.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование -главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия АС. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.

Анализ опыта деятельности позволяет выделить пять форм осуществления социального воспитания:

- гимнасический,

- производственный,

- лицейский,

- клубный,

- военно-служебный.

Следует сразу оговориться, что варианты представлены как наиболее полярные; это не значит, что невозможно их сочетание, в то же время представляется целесообразным следовать при определении лица школы определенной доминанте - основной форме.

Гимнастическое воспитание связано, прежде всего, с обучением свободно и быстро бегать, поскольку бег считался основой физической подготовки. В гимнасиях воспитанники также занимались борьбой, прыжками, метанием диска и копья, плаванием, греблей и игрой в мяч. Мусическое воспитание (от греческого - искусство муз - области литературы, науки, искусства, которой ведали музы) предполагало знакомство с изречениями мудрецов, рассказами о древних подвигах, обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши стремились подражать героям, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки.

Реализация гимнасической формы связана с предъявлением классических образцов науки и культуры, созданием ценностного смысла интеллектуальной деятельности, эрудиции, познания как преодоления незнания, во имя достижения истины.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Спортивная ориентация и отбор перспективных детей и подростков
Спортивная ориентация включает следующие мероприятия: - проведение бесед с родителями и детьми о требованиях, которые предъявляется к спортсменам в различных видах спорта, о спортивных способностях, способах выявления потенциала двигательной одаренности; всесторонние обследования детей с оценкой те ...

Задачи и содержание социально личностного развития
Социальное развитие ребёнка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребёнка и его отношений с взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: - формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослым ...

Обучение. Предметы обучения
Обучению Локк придает мало значения. „Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествамъ" 4) (т.е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать ученаго или учено-образованнаго человека, а только практически-сведущаго, практически ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru