Педагогика » Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования » Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования

Страница 2

когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"

мероприятия -

игры -

дела

наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

экспромт;

относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

организуемые одним человеком;

организуемые группой участников;

организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

обязательное участие;

добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

"открытые" (для других, совместно с другими);

"закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания:

словесные (конференции);

практические (походы);

наглядные (выставки).

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.[14]

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Средства математики, способствующие развитию интеллектуальных способностей ребенка
Определения словарей, поясняющие значение слова математика романтичны. Словарь живого великорусского языка В.В. Даля: «Математика ж. - наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую ...

Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся
В педагогической литературе часто используется и уже «устоялся» термин компетентность. Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть вып ...

Классификации умений, формируемых в обучении истории
Умение – способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. В разделе «Классификация умений в методике преподавания истории» представлено сопоставление классификаций по Н. Лошкаревой, которое само по се ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru