Педагогика » Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей » Сущность познавательного интереса школьников

Сущность познавательного интереса школьников

Страница 3

И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия "познавательный интерес" дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство.

Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности.

В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес"

Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Роль и место художественного текста в формировании лексической компетенции
Текст – объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и целость. В лингвистике текстом называет ...

Воспитательные системы в социуме
Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы це ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru