Педагогика » Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте » Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры беспорядка

Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры беспорядка

На своем жизненном пути человек испытывает постоянное изменение структуры социальной идентичности, включаясь в новые группы. Вхождение в группу подразумевает принятие соответствующих групповых норм, правил взаимодействия.

Г. Тэджфел определяет социальную идентичность как совокупность тех аспектов Я, которые определяются восприятием себя как члена определенных социальных групп. Соответственно понимается и процесс формирования групповой идентичности. Согласно Т.Г. Стефаненко, выделяются три этапа данного процесса . На первом этапе, названном декларацией идентичности, в Я-концепцию индивида входит представление о себе как о представителе группы (например, я – женщина, я – русская и т.д.). Основным источником информации о качествах идентичности здесь становятся мнения и оценки членов других групп (референтных для индивида). На втором этапе происходит отождествление человека с другими членами группы. Индивид включает в образ Я общие характеристики новой группы членства, а также усваивает нормы и стереотипы поведения, которые для нее характерны. Источником информации здесь являются другие члены группы, с которыми индивид вступает во взаимодействие в ходе совместной деятельности. Наконец, на третьем этапе индивид не только приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы социальной группы, но они становятся регуляторами его поведения. Центральным механизмом развития идентичности здесь выступает соотнесение норм группы с собственной системой ценностей. По-видимому, данный процесс стимулируется в кризисные моменты, когда в субъекте сталкиваются требования различных групповых идентичностей. В этой ситуации он принимает решение опираться на те или иные нормы, которые при этом начинают выступать в роли ценностей, т.е. личностных образований, выражающих содержательное отношение человека к социальной действительности.

Итак, основная и общая гипотеза звучит следующим образом: «Игра беспорядка способствует группообразованию в подростковом возрасте».

Из нее мы выделили несколько частных гипотез:

Совокупность игр беспорядка, разыгрываемых постоянным составом, воздействует как экспрессивный фактор.

Совокупность игр беспорядка, воздействуя как экспрессивный фактор, приводит к формированию группы подростков.

Механизмом процесса группообразования является групповая идентификация играющих в игры беспорядка подростков.

Похожие публикации:

Причины возникновения детских краж
Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – все ...

Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...

Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у дошкольников с синдромом Дауна
На основе достижений последних десятилетий в области медицинской и молекулярной генетики, биохимии и цитогенетики существенно изменились представления об этиологических механизмах нарушений развития у детей. Среди причин патологических состояний и заболеваний, при которых первично или вторично нару ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru