Педагогика » Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте » Подростковый возраст. Специфика возраста

Подростковый возраст. Специфика возраста

Страница 2

Вопрос о ведущей деятельности подростка в отечественной психологии решается в нескольких направлениях.

Об этом пишет К.И. Поливанова: «В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн — общественно-полезную деятельность, В.В. Давыдов — общественно-значимую деятельность».

«Деятельность общения выступает своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее».

«Во всех определениях присутствует в той или иной мере фактор «общественности». С одной стороны, можно признать, что любая деятельность из ряда ведущих для разных возрастов имеет характер «общественности». Действительно, рассматривая деятельность как исходную форму овладения новым для возраста содержанием, мы строим ее всегда как совместную, т.е. в определенной мере как общественную. С другой — при изучении подростничества необходимо учесть стремление ребенка к общению со сверстниками».

Итак, из четырех указанных выше сфер развития в подростковом возрасте, мы подробнее остановимся на изменениях в социализации.

Влияние родителей ослабевает, на смену ему приходит влияние группы сверстников, которая задает свои ценности, нормы. Подросток опробует нормы взрослых, составляет свое собственное мнение о них.

Мы предполагаем, что «игра беспорядка» может быть связана с пробой взрослости и норм взрослого поведения.

К.И. Поливанова, говоря о подростковом (и любом другом возрастном) кризисе, отмечает необходимость пробы новой идеальной формы и в старых, и в новых ситуациях: «Для того чтобы увидеть специфику поведения в кризисе, оказалось необходимым противопоставить в анализе те жизненные сферы (жизненные ситуации), в которых это поведение наблюдается. Оказалось, что ребенок в старых, привычных ситуациях пытается действовать по логике новой идеальной формы, тем самым провоцируя конфликты, в новых же — действуя так же — оказывается уместным, адекватным.

Но сами по себе такие попытки (симптоматически проявляясь в трудновоспитуемости) дают ребенку необходимый полигон для безопасного опробования новой идеальной формы и, следовательно, для полноценного проживания кризисного периода.

Таким образом, одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализированная) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказываются бесплодными и конфликтогенными».

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: общие подходы
Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи: анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций); анализирует п ...

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобраз ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru