2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
(Общее число учащихся всех классов составило 500 человек, примерно по 100 человек в каждой возрастной группе. В скобках указаны показатели стандартного отклонения)
Таблица1 Средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов
Класс |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
1 -2 |
9,0 (1,2) |
7,5 (1,7) |
10,3 (2,9) |
22,4 (8,8) |
3 - 4 |
8,9 (1,6) |
7,6 (1,6) |
9,7 (3,6) |
31,7 (15,2) |
5 - 6 |
6,8 (2,2) |
6,8 (2,2) |
9,2 (4,1) |
30,4 (16,5) |
7 - 8 |
7,4 (1,9) |
7,4 (1,9) |
9,6 (3,6) |
31,8 (17,4) |
9 - 11 |
8,1 (1,2) |
8,1 (1,2) |
10,7 (3,3) |
40,4 (13,6) |
1 - 11 |
7,6 (1,6) |
7,6 (1,6) |
10,0 (3,4) |
31,3 (15,3) |
Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т - шкалу. Это позволит сравнить результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).
Таблица 2 Преобразование «сырых» показателей в Т - шкалу
Баллы по оригинальности |
Баллы по разработанности | |||||
Т – шкала |
1 - 3 класс |
4 - 8 класс |
9 - 11 класс |
1 - 2 класс |
3 - 8 класс |
9 - 11 класс |
100 |
- |
- |
- |
66 |
110 |
108 |
95 |
- |
- |
- |
62 |
101 |
101 |
90 |
- |
- |
- |
58 |
92 |
95 |
85 |
20 |
- |
- |
54 |
83 |
88 |
80 |
19 |
20 |
20 |
49 |
75 |
81 |
75 |
18 |
18 |
18 |
45 |
68 |
74 |
70 |
16 |
17 |
17 |
40 |
62 |
68 |
65 |
15 |
15 |
16 |
35 |
55 |
61 |
60 |
13 |
13 |
14 |
31 |
48 |
54 |
55 |
12 |
11 |
12 |
26 |
39 |
47 |
50 |
10 |
9 |
11 |
22 |
30 |
40 |
45 |
9 |
7 |
9 |
18 |
23 |
33 |
40 |
7 |
5 |
7 |
14 |
16 |
27 |
35 |
6 |
3 |
5 |
10 |
11 |
20 |
30 |
4 |
1 |
4 |
5 |
7 |
13 |
25 |
2 |
- |
1 |
1 |
2 |
7 |
20 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Сказка как жанр художественной литературы
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие ...
Значение в жизни умственнаго образования, по Локку
Уже из предыдущаго видно, какое место в жизни и отсюда в подготовке к ней может занимать умственное образование. Правда, в обсуждении разумом благ возможны ошибки и вследствие умственных недостатков: недостаточнаго внимания, умственной небрежности, лени и ограниченности знаний. Но в основе и этих н ...
Самостоятельная работа учащихся по применению знаний
Учитель - сейчас вы можете посмотреть свои записи и вспомнить все, что проходили на уроке. После этого вам предстоит письменно ответить на вопросы. Вопросы: - На какие группы делятся металлорежущие станки? (перечислите их) - По какому принципу они классифицируются? - Каким образом по маркировке ста ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.