Педагогика » Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте » Экспрессивный и инструментальный факторы развития малой группы

Экспрессивный и инструментальный факторы развития малой группы

В проблеме выделения основных факторов развития группы наиболее известен подход Б.Такмена. Им была предложена двухфакторная модель развития группы, предполагающая выделение двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б.Такмен) к ним относятся: 1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3) стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; 4) стадия «функционально-ролевой соотнесённости», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается групповая задача».

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет: 1) стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск оптимального способа решения задачи; 2) стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения лчных намерений индивидов с предписаниями последней; 3) стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; 4) стадию «принятия решений» - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

По мнению Б. Такмена развитие экспрессивной и инструментальной сфер идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой.

Но, как показывает ряд исследований, в реальных группах одна из сфер обычно сильнее развита, другая же изменяется не так быстро, развивается более замедленно. В частности, проводились исследования групповой динамики временных, образованных из незнакомых между собой ранее людей группах. Продолжительностью функционирования до 30 дней. В одном случае объектом изучения являлись отряды молодежных активистов Всероссийского лагеря «Орленок», в другом – группы спортсменов-альпинистов. Специфика деятельности названных объединений в соответствии с профилем и задачами социальных организаций типа пионерлагеря «Орленок» и альплагеря, ячейками которых они являлись, носила выраженный целевой характер, предполагавший четко организованное включение входивших в них индивидов в процессы инструментальной активности. Различные виды эмоциональной активности членов изучавшихся групп с самого начального момента возникновения последних выступали как соподчиненные. В результате обнаружилось, что развитие межличностных отношений, имея в виду их упорядоченность, структурированность, в сфере деловой активности изучавшихся групп, намного опережало аналогичный процесс в эмоциональной сфере. Причем, указанные «ножницы», хотя и в более сглаженном виде, наблюдались и в конце лагерной смены, по достижении группами поставленных перед ними целей, когда интенсивность так называемого свободного эмоционального общения значительно возрастала. Таким образом, специфика социально задаваемых целей оказывает, по-видимому, решающее влияние на темпы развития и, как следствие, соподчиненность сфер активности организованных малых групп.

Другой пример, где решающую роль играет экспрессивная сфера, мы возьмем из исследований развития группы в экстремальных условиях. Отличительными признаками экстремальности являются ограниченность индивидуальных и групповых перемещений, стресс, изоляция от внешнего мира. В исследовании использовались материалы собственных наблюдений автора и данные, полученные Ю.А. Сенкевичем во время плавания на лодке «Ра-1». М.А. Новиков пришел к выводу, что «особенностью общения в замкнутых системах обитания является практическая обязательность трех основных стадий: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций».

Из этого исследования для нас особо важен следующий вывод: «Фактор экстремальности оказывает исключительно высокое влияние на эмоциональный фон развития внутригрупповых отношений, не позволяя зачастую раздифференцировать инструментальные и экспрессивные их компоненты и резко повышая удельный вес последних в процессе групповой жизнедеятельности».

Таким образом, как показывают исследования, о динамике группообразования допустимо судить и по изменениям, имеющим место в одной отдельно взятой сфере групповой активности: либо только в инструментальной, либо только в экспрессивной.

Похожие публикации:

Значение в жизни умственнаго образования, по Локку
Уже из предыдущаго видно, какое место в жизни и отсюда в подготовке к ней может занимать умственное образование. Правда, в обсуждении разумом благ возможны ошибки и вследствие умственных недостатков: ...

Диагностика уровня развития личности детей
Вторая часть моей практической работы направлена на выявление уровня развития личностных качеств у детей младшего школьного возраста. В данной части работы я определила следующую задачу: выявление ст ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru