Педагогика » Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе » Педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов

Педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов

Страница 5

Профессиональная готовность студента, основанная на совокупности профессиональных знаний и умений, проявляется в виде специальных установок на себя, означающих его включение в профессиональное самопознание и самореализацию.

Традиционно профессиональное действие рассматривается как задача с социальной основой, имеющей проблематику целеполагания, структуры, содержания, регулятивное и прогностики. В связи с этим классифицируются аналитические, деятельностные, оценочно-результатирующие и прогностически профессиональные умения, а также умение целеполагания.

Каждое умение содержит в себе совокупность профессиональных навыков, составляющих его содержательные и уровневые характеристики. Выделяются два основных пути формирования профессиональных умений: 1) отработка социально-профессиональных алгоритмов самовыражения студентов при разрешении репродуктивных, творческих, дидактических и социальных задач; 2) личностно-ориентированное, технологическое разрешение профессиональных задач.

Традиционно критериальными характеристиками уровня формирования профессиональных умений и их проявлений считаются: личностные качества (трудолюбие, самостоятельность, ответственность); отношения (межличностные, ответственной зависимости, предметно-деятельные); навыки социального, индивидуального и дидактического плана; опыт социальной и дидактической самореализации личности во всех видах и типах групповых отношений; индивидуальные особенности (интуиция и т.д.).

Считается, что формирование профессиональных умений невозможно без расширения социального опыта самореализации индивидуальности, формирования потребностно-мотивационной и операционно-творческой сфер; накопления дидактического опыта в процессе коллективно-групповой жизнедеятельности студентов, позволяющее произвести соотнесение «образа-Я» с профессиограммой конкретной специальности.

Таким образом, рассмотрев процесс обучения как систему знаний, умений и навыков, проанализировав цели и принципы процесса обучения, выявили что комплексная организация деятельности студентов предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельно-практической деятельности. Определили, что процесс обучения, в котором взаимодействуют содержание и организация учебных занятий, методы и средства обучения, личность преподавателя и студентов, наиболее ориентируется на создание условий для самореализации личности.

Для того чтобы учесть индивидуальные особенности студента, его опыт и видение мира необходимо включать в процесс обучения курсовые и дипломные проекты предполагающие индивидуальную форму работы, которую назвали «личностно-ориентированное взаимодействие», тем самым, подчёркивая психологическую компетентность педагога в построении посреднического диалога со студентом. Таким образом, профессиональная готовность студента, основанная на совокупности профессиональных знаний и умений, проявляется в виде специальных установок на себя, означающих его включение в профессиональное самопознание и самореализацию.

Любой научно-познавательный процесс состоит из трех взаимосвязанных компонентов: объекта познания, познающего субъекта, т. е. педагога-исследователя и метода познания как инструмента исследования. Методы научного исследования являются наиболее динамичным компонентом педагогической науки, который двигает ее вперед. Чем богаче арсенал методов науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогической науки методов других наук.

В самом общем значении метод (в переводе с греч. - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод педагогических исследований - это основной способ сбора, обработки и анализа добытых исследователем фактов и знаний о реальной педагогической действительности. В свою очередь, понятием "методика педагогического исследования" принято обозначать совокупность методов, установление их упорядоченной связи и последовательности. Это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать педагогические явления. Одно и то же по своей сути педагогическое явление или процесс могут протекать в самых различных условиях, при разных обстоятельствах и т. д. Эта сложность педагогического исследования не допускает применения какого-либо одного метода, а требует для полноты и точности познания комплексного использования группы методов, позволяющих наиболее всесторонне познать изучаемое педагогическое явление, факт, процесс. Такой подход позволяет избежать еще одной опасности в педагогическом исследовании— субъективизма, т. е. стремления ограничиться только лишь собственным опытом. Рассмотрим эти методы более подробно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Актуальность и перспективность опыта внедрения технологии кластери
Обобщение и апробация опыта проводилось на базе Журавлёвской средней школы Буландинского района Акмолинской области в среднем звене. На уроках географии использовалась методика технологии кластери. В ...

Основные этапы работы по букварю в коррекционной школе
Необходимо отметить, что букварный период в специальной (коррекционной), в том числе школе для слабослышащих, подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматриваетс ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru