Педагогика » Учёт половых особенностей школьников в процессе взаимодействия на уроке иностранного языка » Взаимодействие как психологический феномен

Взаимодействие как психологический феномен

Страница 1

Проблема взаимодействия интересовала исследователей как отечественной, так и зарубежной психологической школ на разных этапах развития социально-психологической науки. Дж. Вигис, Д. Кислер, Т Лири, Б. Бас, У Шутц, Б.Ф. Ломов, К. Левин и др. уделяли особое внимание изучение данной проблеме.

Исследователи указывают, что в совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внешним, и внутренними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. Традиционно, в психологической литературе взаимодействие понимается как связи и отношения людей, их влияния друг на друга.

Под взаимодействием в социальной психологии, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие здесь, систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Взаимодействие, по словам Б.Ф. Ломова, как бы пронизывает совместную деятельность, играя организационную роль.

В современной социальной психологии взаимодействие обычно классифицируют по форме:

· Межличностное взаимодействие

· Межгрупповое взаимодействие

· Межличностные отношения

· Общение

Рассмотрим более подробно данные понятия

Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

· Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия

· Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми

· Ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становиться достаточно изменчивым феноменом

· Рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Межличностные отношения – (синоним: взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентацией, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности. Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение

– сложный многогранный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Таким образом, анализ данных форм взаимодействия указывает на то что, во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

В современной социально – психологической литературе процесс взаимодействия делят на три этапа (уровня):

· Начальный;

· Средний;

· Заключительный.

На начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное и одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигнуть своей цели. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. Особенностью простейших первичных контактов является различие между индивидами по взаимодействию – в общении, в отношениях, в совместимости.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Игровой комплекс с учетом возрастных особенностей и развития ребенка
Характер и темперамент ребенка устанавливается посредством общения со сверстниками, в семье, привычек, предпочтений. Существует огромное количество игровых комплексов направленных на индивидуальное развитие коммуникативных навыков у определенного типажа ребенка, помогающие малышу раскрепоститься, и ...

Литературное творчество детей Забайкальского края
Литературным творчеством дети занимались во все времена. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ журнала «Первоцвет», издаваемый в Забайкальского края. Как известно, помимо специальных журналов, газет, где творчество представлено широко. В газетах и журналах ориентировано на взрослого читат ...

Разработка планов-конспектов уроков по модулю «Художественная обработка материалов»
Тема: Изготовление «Лоскутной куклы» 7 класс Цель: формировать у учащихся интерес шитью в стиле лоскутной технике; Задачи: - обучить приёмам лоскутной технике; - развивать сенсомоторику - согласование в работе глаза и руки, координацию движений, гибкости, точности в выполнении действий, стремление ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru