Педагогика » Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков письма у дошкольников с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков письма у дошкольников с задержкой психического развития

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, 1968; Л.С.Выготский, 1984; Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, 1994; Н.И.Гуткина, 1996; В.В.Давыдов, 1986; А.В.Запорожец, 1980; Е.Е.Кравцова, 1991; А.К.Маркова, 1983; Т.В.Марцинковская, 1984; Д.Б.Эльконин, 1981 и др.)

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких, 2001; Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, 1987; С.О.Филиппова, 1999 и др.).

Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). Специальная психология и педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о данной категории детей. Особое место занимают работы, посвященные детям с ЗПР дошкольного возраста (Е.Б. Аксенова, Н.Ю. Борякова, Е.Н. Васильева, Е.Е.Дмитриева, Е.А. Екжанова, Г.И. Ефремова, И.А. Коробейников, Л.В.Кузнецова, К.А. Некрасова, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В.Ульенкова, Н.А. Шивирев и др.).

В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, 1978; М.М.Безруких, 2001; О.Б.Иншакова, 2003; Р.Д.Тригер, 1998; Н.С.Пантина, 1967; О.С.Филиппова, 1999 и др.).

Наряду с указанными выше интегративными умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков (Н.Г.Агаркова, 1978; М.М.Безруких, С.П.Ефимова, 1978; С.О.Филиппова, 1999 и др.).

Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию готовности к овладению навыками письма в специализированном дошкольном учреждении, дают все основания считать тему исследования актуальной в области коррекционной педагогики.

Проблема нашего исследования состоит в определении теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР по развитию навыка письма и выявлению эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

Объектом исследования является процесс развития навыков письма у дошкольников.

Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.

Цель исследования: изучить на теоретическом и практическом уровне аспекты коррекционно-развивающей работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Осуществить теоретический анализ особенностей психического развития детей с ЗПР.

3) Рассмотреть научно-методические основы развития навыков письма у детей дошкольного возраста, выявив при этом особенности развития навыков письма у дошкольников с ЗПР.

4) Осуществить выбор методов диагностики и коррекционной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.

5) Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей развития навыков письма.

Гипотеза исследования: процесс развития навыков письма у дошкольников с ЗПР, понимаемый как процесс целенаправленного обучения, важнейшим элементом которого является формирование базового графического навыка, будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:

- изучении уровня развития графического навыка у дошкольников с ЗПР и индивидуальных трудностей;

- системе специально-организованных коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков письма;

- оказании индивидуальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии навыка письма.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.

Наше исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Читы. В исследовании приняло участие 10 детей подготовительной группы детского сада.

Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. и осуществлялось на трех этапах:

1 этап (2006-2007 гг.) – выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы и т.д.;

2 этап (2007-2008 гг.) – проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования;

3 этап (2008-2009 гг.) – проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.

Новизна исследования состоит в обосновании необходимости осуществления индивидуальной работы с дошкольниками с ЗПР по коррекции нарушений, учитывающей индивидуальные трудности, возникающие у ребенка в процессе освоения навыка письма и препятствующие его качественному развитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме развития навыков письма у дошкольников с ЗПР, в уточнении и конкретизации понятия «коррекционно-развивающая работа по развитию навыка письма».

Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована система занятий по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в развитии навыка письма у большей части дошкольников экспериментальной группы на достаточном уровне. (Уровни развития навыка письма – достаточный, недостаточный, критический).

Материалы и результаты исследования были представлены в рамках методического объединения ДОУ №53 и получили положительную оценку.

Похожие публикации:

Пути повышения профессионализма
В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект). Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функ ...

Критерии сформированности мировоззрения учащихся
Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой ег ...

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru