Последний вопрос воспитателя обобщающий. Как создаются проблемные ситуации?
Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.
Основные способы создания проблемных ситуаций: сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов (с одной стороны, . с другой, .); анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, а поиск – компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а, следовательно, нет и творческого мышления. Таким образом, не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана ребенком. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для детей на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Проблемное обучение определяется сложностью проблемных ситуаций. Творческая деятельность дошкольника может быть организована и на сравнительно простой проблеме, следовательно, рассматривая градации уровней, можно не учитывать уровень сложности проблемы. В практической деятельности педагог увязывает уровень проблемы с привычным для него распределением учебного материала по темам и вопросам.
Способ разрешения проблемной ситуации – способ мыслительной деятельности. Характеризуется необходимой мерой обобщенности с целью его применения для решения конкретных задач.
Требования к проблемным ситуациям:
· решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;
· проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации.
· проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
· основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
· проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
· формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
· проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.); проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.
Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы:
1. Возникновение проблемной ситуации,
2. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,
3. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
4. Доказательство гипотезы,
5. Проверка правильности решения.
Педагогические условия формирования знаний о безопасности
жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
Цель: подобрать и адаптировать наиболее эффективные средства наглядности, для формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Отобрать наглядные средства и методы их использования при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного во ...
Литературное творчество
Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние вс ...
Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением
В устной и письменной речи учащихся встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.