Педагогика » Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство » Творческая активность учителя

Творческая активность учителя

Страница 2

Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие учителя к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношении с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку.

Одно из важных проявлений педагогического мастерства - умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.

Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом - вот что отличает работу опытного педагога. Нужно уметь выслушивать учащихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов. Опытный педагог

никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, так как свидетельствуют о тактичности, внимательности, доброжелательности учителя к провинившемуся.

Все это учащиеся понимают и по-своему оценивают. Это естественно, нисколько не исключает возможности и необходимости привлечения ученического коллектива к воспитательным воздействиям.

Важнейшим критерием педагогического мастерства, влияющим на авторитет учителя у учащихся, является его педагогический такт. Педагогический такт - это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что учитель делает. Педагогический такт основывается прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявляется в нравственной чистоте и силе, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Во взаимоотношениях с учащимися творчески активного педагога отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.

Вот некоторые критерии педагогического такта учителя:

естественность и простота обращения - без фамильярности;

доверие - без попустительства; просьба - без упрашивания;

рекомендации и совета - без навязчивости;

воздействие в форме предложения, советы, предупреждения;

внушения и требования - без подавления самостоятельности;

серьезность тона - без окрика, резкого одергивания;

ирония и юмор - без насмешливости;

требовательность - без мелочной придирчивости;

доброта и доброжелательность - без сентиментальности и заигрывания;

настойчивость - без упрямства;

деловой тон - без раздражительности и излишней сухости;

последовательность требований - без колебаний и отмены своих решений;

быстрота ориентировки и принятия решений - без поспешности и опрометчивости;

внимательность к учащимся - без излишней опеки, без подчеркнутого наблюдения за ними;

спокойная уравновешенность и сосредоточенность, исключающая безразличие и излишнюю эмоциональность.

Решающее значение для умения учителя устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который учитель обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный педагог обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.

Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. О: пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этогс взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А. Сухомлинский

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Опытно-поисковые исследования по развитию интеллектуальных способностей средствами математики
Для проверки выдвинутой гипотезы провели опытно-поисковые исследования. Опытно-поисковые исследования состояли из трех этапов. На первом этапе – констатирующем – провели диагностику интеллектуального развития дошкольников. На втором этапе – формирующем – провели занятия с детьми с использованием ра ...

Результаты кружка, посвященного организации проектной деятельности
Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализ ...

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида». ИОС может быть использован в ясельной — средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хв ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru