Познавательная деятельность школьника всегда осуществляется через руководство учителя, и в совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является ученик. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятельности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.
Г.И. Щукина в книге "Роль деятельности в учебном процессе" пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя.
Функциональное назначение познавательной деятельности:
Вооружает знаниями умениями и навыками.
Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.
Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.
Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью. Успех и активность обучения зависит от инновационных технологий, применяемых в учебном процессе. Одной из технологий активизирующих познавательную деятельность учащихся является технология кластери.
"Кластери” - технология, зародившаяся в США. Американские педагоги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу приобретения новых сведений совершенствовать эту модель.
Название технологии происходит от английского слова "clustery” - растущий пучками, кистями или гроздьями (рисунок 1).
Рисунок 1. Модификация кластера
Модификацией технологии "кластери” является составление разветвленных кластеров.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
Методика преподавания по К.Д. Ушинскому
К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский ...
Характеристика детей в школе-интернате II вида г.
Читы для слабослышащих
Читинская областная школа-интернат II вида для слабослышащих детей была открыта в 1983 году. 1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольн ...
Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний
о безопасности жизни
Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Суть ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.