Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. Поскольку любые физические упражнения связаны с мышечным напряжением, то систематически повторяемые даже незначительные, но многочисленные двигательные действия невозможны без определенных волевых усилий.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
1. Изучить исследования отечественных и зарубежных авторов посвященных использованию средств физического воспитания для развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Изучить характер проявления внимания и степень физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать содержание уроков по физической культуре для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие внимания и определить эффективность их использования.
Решению общей цели исследования и конкретных задач работы способствовал комплекс педагогических, психологических и математико-статистических методов:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2. Педагогические наблюдения;
3. Педагогические контрольные
6. Математико-статистическая обработка полученных материалов
исследования;
4. Педагогический эксперимент;
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы
В ходе анализа научно-методической литературы была установлена проблемность данных исследований. Анализировались и обобщались данные по педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания и других наук, касающихся развития и воспитания детей младшего школьного возраста.
Педагогические наблюдения
Данный метод применялся для изучения состояния исследуемых вопросов. Это позволило собрать фактический материал, более полно оценить деятельность учителей начальных классов и по физической культуре по активизации процесса внимания детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Педагогические контрольные испытания
Тестирование физической подготовленности осуществлялось на основе использования «Президентских состязаний», в программу которых включались тестовые задания:
сгибание и разгибание рук в упоре лежа: и.п. – упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении и.п. Критерием силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса служит число отжиманий;
прыжок в длину с места выполняется в специально оборудованном месте для прыжков в длину. И.п. – стать носками ног к стартовой линии и выполнить прыжок двумя ногами с махом рук. Фиксируется лучшее расстояние трех попыток, которое испытуемый смог преодолеть, в см
поднимание туловища из положения лежа на спине: из исходного положения лежа, сцепив руки за головой испытуемый, не сгибая коленей, принимает положение седа, фиксируется максимальное число подниманий за 30 секунд;
удержание тела в висе на перекладине: испытуемый принимает исходное положение – вис на согнутых руках (хват снизу), подбородок над перекладиной. По сигналу испытателя он стремиться удержать это положение как можно дольше. Когда подбородок опускается ниже перекладины, секундомер останавливается, время фиксируется в сек.
наклон туловища из положения сидя: испытуемый садится и выполняет максимальный наклон туловища вперед-вниз, при помощи рулетки измеряется расстояние от кончиков пальцев до перпендикулярной мерной линии;
бег 1000 м: тестирование проводится на беговой дорожке с высокого старта, по сигналу испытателя дети должны бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время, фиксирующееся в секундах.
Для исследования развития внимания использовались тесты, предложенные Р.С. Немовым [30]:
1. Тест на понимание аналогий
Цель: выявление точности понимания движений по словесному образцу. При выполнении этого теста испытуемому давалось 10 словесных заданий. Ему было необходимо подобрать к каждому заданию схожее по смыслу движение. Тест оценивался в баллах:
0 баллов – за неправильное выполнение теста (то есть сходства между движением и словесным образцом нет);
0,5 баллов – за неточное выполнение теста (частичное сходство движений и словесного образца);
1 балл – за правильное выполнение теста (точное сходство между движениями и логикой).
2. Тест на скорость и точность воспроизведения
Цель: определение точности восприятия графического образца. При выполнении данного теста испытуемому предлагался лист с изображением различных спортивных фигур. Из них необходимо ребенку зачеркнуть только три: основную стойку, стойка ноги врозь, руки в стороны и наклон вперед, расположенных в верхнем краю листа. тест оценивается по количеству правильно отмеченных фигур.
Развитие выносливости у школьников
В теории и методике выносливость в общем смысле представляет собой способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, а критерием является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Общая выносливость у мальчиков младшего школьного возра ...
Особенности социализации и интеграции игровой
деятельности дошкольников с нарушением слуха в общество здоровых детей
Социальное развитие ребёнка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая р ...
Моральное
воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и
формирования у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не сущ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.