Педагогика » Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников » Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста

Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста

Страница 2

Принимая общие правила игры, ребенок научается ориентироваться на соционормативную систему в социальном взаимодействии. В игру ребенок вносит свои наблюдения за поведением мужчин и женщин, учится применять на себя соответствующую роль. В этом заключается особенность гендерной социализации дошкольников.

Дети довольно рано усваивают особенности поведения мальчика или

девочки в соответствии с социальными ожиданиями, т.е. полоролевое поведение. Дошкольники, особенно к старшему возрасту, самостоятельно разделяются на игровые группы по признаку пола. Вместе с тем дети охотно играют и в разнополых коллективах, но при этом роли, как правило, выбирают адекватно полу: мальчики – "папы", девочки – "дочки" или "мамы".

Группа детского сада является первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребёнок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.

Общепризнано влияние среды на результативность социального воспитания. Правильно организованная предметно-пространственная среда является основой самостоятельной деятельности детей с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды.

В процессе организации предметной среды необходимо соблюдение следующих требований:

- содействие современному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

- отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);

- соотнесенность с возрастом ребенка, ориентация на ″зону ближайшего развития″ (Л.С.Выготский);

- учет возрастных и половых различий детей.

Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,

дошкольники используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

Коллектив выступает важнейшим средством социальной защиты детей выравнивания их возможностей для социального старта.

А.В.Мудрик обращает внимание на то, что позитивная социализация возможна лишь в том случае, если жизнь коллектива насыщена и привлекательна, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, все настроены друг к другу доброжелательно.

Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как детский сад, необходимо работать над качеством его социальной адаптации.

Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте
В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений ...

Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Характеристика испытуемых: в эксперименте приняли участие 30 детей 5-6 лет – воспитанники ДОУ № 3 г. Узда Минской области. Из них 15 детей с тяжелыми нару ...

Деятельность педагога по формированию понимания активной роли человека у младших школьников
Воспитание представляет собой систему целенаправленных и специально организованных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей. Современное воспитание ставит своей целью воспитание су ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru