Педагогика » История развития педагогики раннего возраста

История развития педагогики раннего возраста

Страница 1

Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания вначале XX в. История ее становления неразрывно связана с развитием теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Становление педагогических идей в истории педагогики. История педагогики — наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимости от общих философских представлений о человеке, государственной, религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, которая в самых общих чертах определяет место человека в мире, его сущность, истоки его способностей. В одних педагогических системах они полагаются изначально заложенными природой или Богом — тогда задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения — тогда задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей, усвоение ими существующих в обществе норм и правил.

С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности, ответственности за свои действия. В восточных странах на первый план выходят такие качества, как умение работать в коллективе, ориентация на общие цели.

Различные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них традиционно выделяются авторитарное, естественное, свободное и гуманистически - авторитарное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинения воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, авторитарное воспитание препятствует развитию его активности и индивидуальности, ведет к конфронтации между воспитателем и воспитанниками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребенка. Основоположником её является французский просветитель Ж.-ЭК. Руссо. Согласно этой концепции, от воспитателя требуется педагогическое руководство, осуществляемое незаметно для ребенка, в непринужденной форме. Во второй половине XIX в. идеи естественного воспитания легли в основу теории свободного воспитания, которую в России разрабатывал Л.Н. Толстой. В рамках этой теории воспитание рассматривается как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Гуманистическое воспитание — это педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50—60-х годов XX в.; основоположниками ее являются К. Роджерс и А. Маслоу. Основная цель такого воспитания — само актуализация и самореализация личности. В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности обозначенных типов воспитания. В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурно-групповые, региональные, семейные и другие вариации.

На первых исторических этапах воспитание и обучение не рассматривались как подготовка к будущей жизни. Ребенок с раннего возраста жил одной жизнью с взрослыми, его развитие проходило внутри этой системы, было ее органичной частью. Стихийный процесс включения детей в жизнедеятельность группы совпадал с направленным воздействием взрослых на изменение поведения ребенка. Поэтому в первобытном обществе воспитание было естественным, ненасильственным, достаточно эффективным. Традиционные средства и способы воспитания и обучения передавались из поколения в поколение. Этот стихийно накопленный и еще не отрефлексированный опыт был первой исторической формой педагогического знания. Разложение первобытного общества, его имущественное расслоение, появление семьи обусловили становление нового исторического типа образования. Воспитание и обучение пошли в направлении подготовки к будущей взрослой жизни. Образование все заметнее становилось сословным и в отрыве от непосредственной жизнедеятельности детей, от их актуальных интересов и потребностей, утрачивало свою естественность. На протяжении тысячелетий единственной формой воспитания детей оставалось семейное воспитание. Традиции семейного воспитания формировались во многом стихийно, были тесно связаны с особенностями быта и культуры народа, с характером самой семьи. Они отражались в народном поэтическом и художественном творчестве, в устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. До первых десятилетий XX в. семья была патриархальной, обширной по составу и включала представителей нескольких поколений. Традиции воспитания детей передавались из поколения в поколение, менялись медленно и постепенно. Впервые проблема образования как проблема самостоятельной сферы человеческой деятельности была поставлена в Древней Греции 1-м тысячелетии до н.э. Наметилась рационалистическая тенденция обосновывать цели образования, исходя из этических и общественно-политических идеалов, определять механизм воспитания и обучения, давать конкретные рекомендации по организации образовательного процесса, используя эмпирический педагогический опыт. Задачи образования и методы воспитания начинают подчиняться идеологическим и политическим целям государства. Так, в античной культуре спартанское образование было жестким и прагматичным, подавлявшим индивидуальность и развивавшим, прежде всего физическую природу человека. Его целью было воспитание закаленных дисциплинированных воинов. Но оно оказалось неэффективным даже в военном и политическом отношении и терпело неудачу там, где человек должен был проявить себя как активная самостоятельная личность. Напротив, в Афинах, где процветало демократическое общество, образование было больше направлено на развитие индивидуальных способностей. Здесь в центре внимания стояла личность с выраженной индивидуальной способностью к творчеству. Педагогические идеи афинского образования легли в основу формирования последующих гуманистических идей эпохи эллинизма и современной Западной цивилизации. С начала 1-го тысячелетия н.э. педагогическая проблематика разрабатывалась в контексте христианского вероучения. На смену рациональным подходам к постановке и решению задач образования, типичным для античной эпохи, пришел преимущественно религиозно-мистический подход. Для него была характерна убежденность в том, что опираясь на врожденное религиозное чувство человека, можно воспитать его в соответствии с христианскими идеалами. Для средних веков характерно аскетическое воспитание, образование осуществлялось в церковных школах, где царила суровая дисциплина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Трудности семейного воспитания
Великая, ничем не заменимая сила семейного воспитания есть любовь родителей к детям. При уходе за детьми, при их выращивании, при заботах об их правильном умственном и нравственном развитии требуется ...

Теоретические основы алгоритмизации на уроке информатики в школе
Понятие "Алгоритм" занимает одно из центральных мест в современной науке. Под алгоритмом понимают строгую и четкую систему правил, которая определяет последовательность действий над некотор ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru