Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них труд.
Профессиональные умения учителя достаточно подробно описаны в педагогической науке. Однако необходимо подчеркнуть именно те умения, благодаря которым создается и поддерживается педагогом контакт с воспитанниками, т.е. умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, те способы, с помощью которых учитель добивается осуществления тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и учащихся.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах деятельности, а успешность труда учителя определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе педагогического общения.
Для конструктивного общения важно не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся и свои собственные, но и владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния). Для этого учителю необходимо ориентироваться на формирование у себя и у учащихся коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения. Потому психолого-педагогическая компетентность учителя является коммуникативной, так как обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие в образовательном процессе и в конечном счете – систему отношений.
Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относят рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
Учителю необходим практический опыт, но далеко не всегда его наличие свидетельствует о психолого-педагогической компетентности. Ее обретение происходит в процессе постоянного осмысления, анализа собственной педагогической деятельности, поступков, поведения.
Профессионализм учителя в работе с детьми предполагает наличие умений организовать общение, выстроить гуманистические отношения с детьми таким образом, чтобы способствовать успешному вхождению ребенка в сложный мир социальных отношений и деятельности.
Экспериментальная проверка методических разработок
Экспериментальная проверка проводилась в ГОУ СОШ № 1320, в 10ª классе. В этом классе 29 человек (15 мальчиков и 14 девочек). Класс непрофильный, успеваемость средняя: 3 отличника, 8 хорошистов, 6 неуспевающих. Математикой интересуются в различной степени 9–10 учащихся. В классе у 12% неполные ...
Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая св ...
Приемы по развитию творческих способностей детей
Творчество проявляется и в быту – в играх детей, в оборудовании интерьера квартиры, в выращивании цветов, в хобби – коллекционировании, туризме, вязании, вышивке, в составлении букетов. Увлечения всегда имеют шкалу творчества: его может быть совсем немного, но творческий элемент хобби может возвыси ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.