Педагогика » О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики » Диагностика уровня интеллектуального развития и уровня обученности младших школьников

Диагностика уровня интеллектуального развития и уровня обученности младших школьников

Страница 1

Одна из наиболее важных тем в математике – «Сложение и вычитание в пределах 100». При изучении данной темы дети должны познакомиться с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 100; со свойствами арифметических действий и научиться применять их. Не поняв данный материал, у младших школьников появляется множество проблем в дальнейшем обучении, они начинают отставать от других учащихся, в результате чего последующие темы остаются ими также не усвоенными. Как показывает практика, тема «Сложение и вычитание в пределах 100» осваивается детьми по-разному: некоторые сразу же понимают алгоритм решения математических заданий и удачно применяют его в различных ситуациях, а у других возникают сложности. Поэтому, чтобы сделать процесс обучения наиболее продуктивным и эффективным, необходимо использовать систему дифференцированных заданий. Но возникает другой вопрос: как правильно организовать такой подход?

Учитывая слова Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», можно сделать следующий вывод: чтобы правильно спланировать данную работу, учитель должен знать психологические особенности детей, уровень знаний, умений и навыков, уровень интеллектуального развития. Поэтому возникает необходимость проведения диагностики интеллектуального развития и уровня обучаемости детей.

Диагностика (от греческого слова «диа» - прозрачный и «гнозис» - значение) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относиться и к психическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Однако многие учителя не умеют диагностировать отдельные проявления отставания в учении. Так, если в классе наблюдается трое отстающих, учитель приписывает им всем одинаковый комплекс причин, например: « все они невнимательные», «все они отвлекаются на уроках», «у всех плохая память», «не умеют логически мыслить» и т.д.

Следует отметить, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителем гораздо лучше, чем психологические. Так, учителя обычно указывают на отсутствие помощи ребенку со стороны родителей (обычно из-за неблагоприятных семейных обстоятельств: алкоголизма родителей, занятости и низкого образовательного уровня матери, которая одна воспитывает ребенка). Отмечается также и ослабленность организма ребёнка в связи с длительными болезнями.

Подавляющее большинство учителей не соотносит психологические факторы неуспеваемости с направлением коррекционных воздействий. Усилия, которые прилагают учителя, направлены не на причины, а на проявление неуспеваемости – ликвидацию определенных пробелов в знаниях и умениях ученика по предмету, причем такая работа осуществляется без какого-либо плана, не говоря уже о предварительной постановке микродиагноза. По словам одной учительницы, «учитель и так прекрасно знает, какой материал, у какого ученика не усвоен». Однако многие учителя не могут точно указать, какие именно знания, умения и навыки отсутствуют у неуспевающих детей их класса. Например: почему ученик не умеет делить трехзначные числа на двухзначные, почему не умеет решать задачи на несколько действий и т.д. На такие вопросы многие учителя отвечают: «У данных учащихся «неразвитое» мышление». Не выяснив настоящих причин отставания детей, учителя с ними проводят дополнительные работы, которые у большинства учителей не отличается разнообразием. Это – повторное объяснение неусвоенного материала, дополнительные задания, постоянное возвращение к пройденному материалу. При этом все без исключения учителя применяют по отношению к неуспевающим детям те же методические приемы, которые рассчитаны на успевающих.

Чтобы правильно подобрать задания, а точнее программы для отстающих учеников, необходимо найти причины их отставания, для этого проводятся диагностики, выявляющие уровень развития мышления, восприятия, памяти, воображения, уровень интеллектуального развития, речевую деятельность. Как сказал Выгодский Л.С.: «учение дается легче тому, у кого лучше память, быстрее работает мышление, он скорее может сообразить, обнаружить нестандартный путь решения и т.д. Следовательно, при обучении необходимо учитывать психологические способности детей». Данные диагностики не только позволяют выявить причину отставания, но и разделить всех учащихся на три группы, определяющие уровень интеллектуальных способностей (высокий, средний, низкий).

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы стремились - разработать систему игр, способствующих формированию основ социализации; По результатам обследования была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью игровых технологий. Для этого была ...

Определение предметной области и постановка задачи на разработку информационной системы
На начальном этапе исследования перед нами стояла задача узнать у студентов как можно больше информации в короткие сроки, чтобы определить каков уровень их творческого потенциала. Правильная оценка уровня творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, очень важна для самореализации ...

Характеристика детей подросткового возраста из малообеспеченной семьи
Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого п ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru