Педагогика » Нравственное воспитание » Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы

Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы

Более обобщенным и высшим уровнем отношении личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоззрения.

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная.

Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа детерминизма, то есть ищет те материальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.

Похожие публикации:

Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возрас ...

Изучение характера взаимодействия в семье
Первая часть практической работы по изучению семей проводилась с помощью следующих методов: беседа с детьми; социальный паспорт семьи; анкета для родителей; рисуночный тест "Что ты думаешь о сво ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru