Педагогика » Педагогия эпохи Просвещения » Локк об индивидуализме в воспитании

Локк об индивидуализме в воспитании

Мы изложили в общих чертах главныя задачи и средства воспитания, по Локку. Но при осуществлении намеченных задач и средств нужно считаться с индивидуальностью воспитанника. Локк резко подчеркивает принцип индивидуализма в воспитании. Заканчивая свои „Мысли", он замечает. „Есть еще тысяча других вешей, которыя требовали бы разсмотрения, особенно если бы принимать в соображение разнообразные характеры, различныя склонности и частные недостатки, находимые в детях . Душа каждаго человека имеет какую-нибудь свою особенность, точно так же, как его лицо, отличающее его от всех остальных, и едва-ли найдется двое детей, которых можно вести совершенно по одной и той же методе" 2). В самом изложении „Мыслей о воспитании" Локк неоднократно напоминает о различии детских характеров „о невозможности их коренного изменения и о необходимости для воспитателя хорошо знать особенности воспи-тываемых детей. „Между людьми", - говорит Локк 3), - „одни, благодаря неизменной форме своей натуры, решительны, другие - боязливы, те - доверчивы, эти - скромны, покладливы или упрямы, любознательны или безпечны, быстры или медлительны. В физиономиях людей и внешних очертаниях их тела различия не больше. чем в строе и склонностях души". При этом, как и физические различия, психическия особенности в существе не изменяемы. Мы не можем надеяться совершенно изменить прирожденньш характер, или сделать веселаго задумчивым и серьезным, а меланхолика резвым, без того, чтоб не испортить их. Бог наложил на дух каждаго человека известную печать, которую, Июдобно его лицу, можно, пожалуй, немного переделать, но невозможно совершенно изменить и преобразить в противоположную сторону".

Поэтому-то принимаясь за воспитание, надо соображать, в какую именно сторону направлять природный строй души ребенка. „Поэтому тот, кто смотрит за детьми, должен хорошо изучать их натуру и способности и частым испытанием узнавать, какое направление усваивается ими без труда и что соответствует их внутренним свойствам, - должен наблюдать, в чем заключаются их природныя качества, какими средствами можно улучшать эти последние и что именно сообразно с ними. Ибо во многих случаях все, что мы можем сделать, или к чему нам должно стремиться, это - извлекать наибольшую пользу из данного природой, предотвращать пороки и недостатки, к которым та или другая натура наиболее склонна, и наделять ее всеми теми преимуществами, к восприниманию которых она способна. Прирожденные задатки каждаго должно развивать сколько возможно; но стараться привить к нему другие - работа безплодная, и все налепленное таким, сбразом будет даже в лучшем случае лежать неловко и все носить на себе непривлекательную печать принуждения" 1). Здесь Локк вплотную подходит к тому, что полстолетием позднее Руссо сделает краеугольным камнем своей педагогической системы.

На этом мы и кончим изложение педагогической системы Локка. В заключение укажем на значение Локка в педагогии 18 века.

Похожие публикации:

Навыки, умения, привычки и овладение мастерством в изобразительном искусстве
"Чувствовать, знать и уметь — полное искусство", — говорил П. П. Чистяков. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника — знания, эмоционал ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшей группы МДОУ №29. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 12 детей, приблизительно одно ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru