Педагогика » Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся » Сущность творчества и творческих способностей

Сущность творчества и творческих способностей

Страница 1

Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Как видно творчество относится к преобразующей форме воздействия. Иными словами субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.

Г.С. Батищев относит деятельность и творчество к принципиально противоположным формам человеческой активности. В отличие от деятельности, для творческого акта характерно рассогласование цели и результата. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи

Социальная и личная значимость и прогрессивность

Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества

Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей)

Новизна и оригинальность процесса и результата

Творческое мышление – высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л.С. Выготский говорил о «творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке», о «творчестве социальных отношений». Они неравноценны психологически, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет. Это способность человека действовать в определенных ситуациях. Условием такой способности является самореализация (самоопределение) личности. Во всех случаях мы имеем дело с самостоятельным «строительством» системы отношений между отдельной личностью и предметным, социальным миром. Новизна здесь не в объективно новом конечном продукте, а в самостоятельном созидании системы взаимоотношений с миром или, лучше сказать, в преобразовании мира через собственную деятельность.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru