Педагогика » Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников » Сущность процесса социализации дошкольников

Сущность процесса социализации дошкольников

Страница 2

Н.Ф.Голованова выделяет несколько параметров значимости процесса социализации для процесса образования личности:

- параметр целеполагания – выделение в качестве цели воспитания сомореализацию человеком своих способностей;

- параметр осмысления социализации связан с поиском нового содержания образования;

- параметр педагогического значения социализации – поиск результативных способов присвоения детям социального опыта;

- параметр результативности – осмысление качества образования, поиск критериев результативности образования.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.

- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.

- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

А.В.Мудрик считает, что социализация человека – это переход от ″младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии″. Необходимо сделать так, чтобы этот переход был безболезненный во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей. Нам, взрослым, важно, чем является для них окружающий мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

Л.М.Фридман и И.Ю.Кулагина, рассматривая социальное развитие ребенка в онтогенезе, определили следующие ступени.

1. К 3 годам у ребенка завершается первый цикл знакомства с человеческим миром и начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он сам, вычленив свое ″Я″, начинает все больше вступать в отношения с другими людьми, обществом.

2. У 6-9 летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к деятельности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий.

3. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступит в широкий круг общественных отношений.

4. В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (″я в обществе″). Если в 14 лет подростка более интересует самооценка и принятие его другими, то уже в 15 лет основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуальное развитие.

5. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного мышления, рефлексия собственного жизненного пути, стремление к реализации себя.

Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) – собственно детство - происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания, на второй (от 10 до 17 лет) – фаза подростничества – происходит активное формирование самосознания, социальной позиции.

Каждая стадия социализации ребенка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегративность, индивидуализированность).

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ...

Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 10-11 до 14 лет, но ...

Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru