Личность - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играет определенную роль в сложной структуре личности. Наблюдая поведение и реакции учащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них - индивидуальность, личность.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. В этот период очень важна поддержка и помощь со стороны педагога, его деятельность должна быть направлена на сохранение и улучшение тех достижений, которых уже добился ребенок. А это, в свою очередь, в значительной степени будет определять и его стремление к новым успехам и свершениям. И, конечно, нельзя не отметить тот момент, что желание ребенка добиваться все новых и новых побед - это один из важных факторов, влияющих на формирование понимания активной роли человека в обществе.
Процесс становления и развития человека как личности имеет три ипостаси. Во-первых, человек узнает самого себя, ибо находится в поиске своего подлинного лица, своей идентичности, которая одновременно находится и в его творческих руках и ускользает от него. Во-вторых, человек стремится понять самого себя, истолковать себя в мире и через мир. Прошлое, наша личная и общечеловеческая история толкует нас. Но нас толкует и будущее: имея образ желаемого будущего, мы начинаем видеть смысл настоящего. В-третьих, человек строит, творит, созидает самого себя, свое тело и душу, себя и окружающий его мир, его собственную среду, которая, в свою очередь, влияет на него, определяет его лицо и возможное поведение. То есть жизненные позиции могут и должны закладываться еще в детстве.
Следует отметить те моменты, которые возникают в период формирования личности в младшем школьном возрасте и являются необходимыми предпосылками для перехода ребенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст.
Это, во-первых, развитие познавательной сферы младшего школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления.
Во-вторых, это формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами.
В-третьих, это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера.
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личности.
Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному обучению приходит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности.
Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.
Исследования по формированию качеств личности школьника позволили сделать выводы и по некоторым общим закономерностям этого процесса, которые могут и должны быть использованы педагогикой при разработке ею конкретных вопросов построения методики воспитательного процесса.
Качества личности представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения.
Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление
в детском возрасте
В данном параграфе рассмотрим междисциплинарную характеристику агрессивности человека и её представление в детском возрасте. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного ...
Практика обучения лексике у студентов языковых специальностей
Согласно некоторым исследователям, в ходе обучения лексике студент идет по пути использования различных стратегий и процессов, которые можно разделить на пять этапов, или шагов, состоящих в следующем: 1) иметь источники для нахождения новых слов, 2) добиться четкого образа (визуального или аудитивн ...
Вторичная диагностика уровня сформированности творческих способностей
подростков
Соответственно из цели нашего исследования мы исходили из того, что изучение развития творческих способностей должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли». После года подготовки и работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой игре мы провели конт ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.