Педагогика » Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста » Специфика старшего дошкольного возраста

Специфика старшего дошкольного возраста

Страница 1

На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок.

Одним из важных моментов в характеристике социального развития ребенка выступает развертывание явления «социализации – индивидуализации», поступательно осуществляемого от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности. Наиболее заметно эта позиция проявляется на межвозрастных переходах, кризисных периодах, где отправной точкой служит особый уровень социального развития ребенка в отношении «Я и общество».

Специфика различных переходных периодов заключается в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.

В первые 3-6 лет возникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных образцами деятельности взрослых. (Л.И. Божович, 1979). Ребенок осознает в соответствии с его общим уровнем развития своё «Я» среди других, стремиться «примерить» себя к другим, активно воздействовать на ситуацию. Он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его «социализации-индивидуализации».

Изменение структуры деятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит от достаточно ограниченного пространства к освоению новых видов деятельности, требующих нового видения вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя в новое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются контакты, усложняется его роль в общих играх и делах.

Как правило, всё накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых идет у детей плавно, вплоть до 5 лет. А в период 5-6 лет происходит ускорение этого процесса, что приводит к 6 годам к развитию у ребенка отчетливо проявляющейся готовности и способности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. У 6-тилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе. Таким образом, ребенок в данном возрасте является уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности. Освоив в игровой деятельности оценочные отношения взрослых, ребенок выходит на оценку социальных явлений и самого себя, что формирует потребность в новой деятельности, в той, которая вызывает значительно более серьезное отношение взрослых. Именно это, как указывает Д.И. Фельдштейн, порождает стремление шестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно – практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже значение учебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть, именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.

Главная потребность ребенка старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально ребенок не может выполнять функции взрослого. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какую-либо сюжетную ситуацию.

Л.С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Виды заданий на развитие творчского мышления
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творчес ...

Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитарным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взгляд ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru